Храм святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова г. Шумерля Чувашской Республики - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

2012 год март. Доклад на совещании директоров общеобразовательных школ г. Чебоксары

Добрый день!

Позвольте мне быть достаточно прямолинейным.

Начну с формулирования проблемы. Я бы ее обозначил как отсутствие сотрудничества Церкви и государства в нашем регионе в сфере воспитания и образования подрастающего поколения. Слово «образование» я, конечно, использую в широком смысле, не ограничивая его содержание суммой знаний. Соглашение о сотрудничестве в этой сфере между Министерством образования и епархией оказалось фиктивным, потому что условия этого Соглашения нарушаются, если сказать мягко, не выполняются или выполняются формально, что делает неэффективным наше сотрудничество и не дает желаемых результатов.

Данное соглашение в частности предполагает сотрудничество в апробации нового комплексного учебного курса ОРКСЭ в общеобразовательных учреждениях. На основании данного соглашения представители епархии вошли в состав Межведомственного координационного совета по сопровождению данного эксперимента, в протоколах которого содержатся рекомендации руководителям органов управления образованием проводить совещания и консультационные мероприятия для педагогов ОРКСЭ с привлечением представителей епархии, а также привлекать их при проведении родительских собраний в общеобразовательных школах.

Директора школ, как это показал опрос, чаще всего, игнорируя существующие документы в данной области, ссылаются на необходимость дополнительных документов, регламентирующих наше сотрудничество на местном уровне. Кроме этого, они часто указывают на принцип отделенности Церкви от государства и на светский характер школьного образования.

Я думаю, лучшим ответом на эти возражения станут слова уже избранного в президенты Российской Федерации В. В. Путина, которые он озвучил 8 февраля в Патриаршей резиденции на встрече с руководителями традиционных религиозных общин России. «В прежние десятилетия светскость понималась таким образом, что Церковь и традиционные конфессии фактически ущемлялись в правах. Вот такого примитивизма сегодня нам ни в коем случае допустить нельзя. Если мы говорим об отделении Церкви от государства, то в современных условиях мы должны говорить о другом содержании этой светскости, и она должна заключаться в том, что между государством и религиозными организациями должен установиться совершенно другой режим взаимоотношений — режим партнёрства, взаимной помощи и поддержки. Сегодня задача и обязанность государства не только в том, чтобы возвращать награбленное когда-то у церковных организаций государством, а и в создании условий для совместной эффективной работы по возрождению и укреплению нашей страны… Одним из направлений партнерской работы Церкви и государства – это образование, воспитание и просвещение. Здесь существует ряд проблем, которые искусственно сдерживают деятельное участие религиозных организаций в образовательной сфере… Нам нужно прямое, ежедневное, эффективное участие религиозных организаций в жизни общества и государства», - заключил В. В. Путин.

Я позволил себе привести такую обширную цитату будущего президента Российской Федерации, поскольку его слова определяют направление, в котором будет двигаться все российское общество. И мне кажется, наш регион в заданной федеральной тональности не должен дисгармонировать. Трудно, конечно, переступить через свое атеистическое сознание кому-то из директоров школ и позволить детям и их родителям сделать свой выбор, но жертва того стоит, даже из чисто прагматических соображений.

Я часто вспоминаю категорический протест родителя-атеиста против изучения христианской литературы детьми на уроках русского языка и литературы в классе одной из Московских школ, где обучался его ребенок. Однако классный руководитель шла уверенно и последовательно по намеченной программе с 5 по 11 класс, несмотря на то, что на дворе тогда стояли пресловутые 90-ые годы, и такую работу проводить в одиночку было еще рискованно. В конечном итоге, когда Татьяна Шевченко выпустила свой класс, упомянутый родитель, не отказавшись от своих атеистических убеждений,  всячески благодарил ее, как и все родители, за хорошее воспитание и образование, которое она дала детям, заявив, что такая работа по духовно-нравственному воспитанию крайне важна.

Мы сегодня можем говорить о приоритете воспитания, в основе которого лежит система религиозных духовно-нравственных ценностей, имея в прошлом неудачный опыт воспитания, в основе которого лежало материалистическое мировоззрение.

Действительно, ребенку 6-ти лет, да и подростку недостаточно услышать в ответ на мучающий вопрос о смерти: «это будет не скоро, так что живи спокойно». Нужен глубинно-сущностный ответ, а у материализма его нет. И сколько же вопросов, которые в такой атеистической системе мировоззрения, являются неподъемными? А между тем, многие из них имеют социальный характер. Скажем, вопрос справедливости. Может ли человек с секулярным сознанием, живущий в век культа удовольствий (причем, низменных удовольствий), жить по правде? Он неизбежно будет идти вопреки совести и справедливости, иначе ведь не удовлетворишь всех своих желаний, а у необузданного человека их неисчислимое множество. По инерции он совершает неисчислимое количество преступлений, причем умудряется делать это в рамках закона. А как иначе, если ограничение желаний, воздержание, скромность (смысл церковных постов, развивающих силы души) воспринимаются как ограничение свобод человека, как комплекс неполноценности и забитости. Вопрос справедливости не то чтобы неразрешим, он вовсе не поднимается, люди живут по принципу: кто перетянул одеяло на свою сторону тот и победил и не важно, что кому-то плохо.

Нужны фундаментальные понятия для формирования целостного мировоззрения, положительного отношения к жизни, мотивации для реализации добрых поступков, правды. Такими фундаментальными понятиями являются: «высший разум, ставший первопричиной бытия», «неизбежность торжества справедливости», «абсолютная вечная истина».

В секулярном сознании понятие добра относительно, а если оно относительно, то нравственность, если она и формируется, неустойчива. Ведь то, что сегодня является преступлением, уголовно наказуемым, завтра может стать нормой общественной жизни. При такой радикальной деформации нравственных понятий, периодически повторяющейся, мировоззрение не может быть сформировано целостным и человек в своих поступках, в своем отношении к жизни, к людям становиться непредсказуем. Примером является легализация  абортов, ударившая по демографии страны и исказившая образ женщины-матери, убивающей в себе жизнь ради личных корыстных выгод. Катастрофа что называется налицо, многие люди впоследствии, потеряв смысл всего, самовольно ушли из жизни.

Рай на земле построить невозможно, но пошатнуть господствующее положение зла в мире и, в конечном итоге, свести его к минимуму вполне реально и это наша общая задача.

Конкретные предложения.

1. Изучить имеющееся Соглашение о сотрудничестве в образовательной сфере между епархией и Министерством образования и положительный опыт такого взаимодействия в других регионах России.

2. Заключить договора о сотрудничестве между школами и православными приходами, в результате чего произойдет своего рода распределение, в котором несколько школ объединятся вокруг близлежащего прихода. На каждом из приходов будет назначен заинтересованный человек, систематически осуществляющий взаимодействие со школами.

3. На днях будет подписано соглашение между епархией и институтом образования о сотрудничестве в сфере повышения квалификации педагогов по Основам православной культуры. Соответственно нужно будет направлять своих педагогов на такие курсы повышения квалификации.

         В целом и по-простому мое предложение можно было бы сформулировать так: «Давайте дружить!» А если мы будем действительно дружить, то формы и методы взаимодействия найдутся сами собой и будут давать желаемый результат!


Назад к списку