Храм святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова г. Шумерля Чувашской Республики - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

2011 год декабрь. Речь на региональных образовательных Рождественских чтениях в г. Чебоксары.

Добрый день уважаемые участники образовательных чтений.

Очень часто приходится слышать о том, что первейшей задачей у нас в стране необходимо ставить повышение материального уровня жизни граждан. С такой задачей спорить не приходиться, но при ее активном обсуждении от нашего внимания ускользает что-то очень важное, не просто какая-то важная мысль или некая значительная деталь, а, я бы сказал, целый контекст, речь идет о духовно-нравственном контексте, единственно в котором могут решаться большие и малые задачи.

На это обратил внимание нашего президента Михаила Васильевича Игнатьева Святейший Патриарх Кирилл при встрече с ним в Патриаршей резиденции в феврале нынешнего года, сказав о том, что необходимо проявлять заботу не только о материальном благе граждан, но и об укреплении нравственного начала, иначе материальное благополучие может обернуться для нас большим злом.

Надо сказать, что иногда на эту проблему указывают и люди, занимающие высокие светские посты. Я буквально процитирую высказывание по этому поводу министра культуры Российской Федерации Александра Алексеевича Авдеева, прозвучавшее в его приветственном слове на Международных образовательных Рождественских чтениях в Государственном Кремлевском дворце в январе нынешнего года, где мне пришлось представлять Чебоксарско-Чувашскую Епархию. Хоть оно и экспрессивное, грубое, но яркое и точное. Он сказал, что культура является основополагающим фактором для развития страны, и если, допустим, мы будем строить экономику, не учитывая этого фактора, то мы построим экономику «сытых и тупых людей». А кто-то из его коллег заметил, что даже такой прогноз является оптимистичным, потому что, не основываясь на факторах культуры, мы не сможем построить экономику вовсе.

Итак, мы можем сегодня сказать, что эта проблема общая, эти задачи должны решать сообща и Церковь, и государство и общество.

Сегодня в России имеется положительный опыт такого взаимодействия.

В ряде регионов России создаются региональные модели преемственности и непрерывности духовно-нравственного образования и воспитания, выраженные в формуле: детский сад – школа (гимназия) – ВУЗ.

Таким образом, на всех ступенях своего образования молодой человек впитывает в себя то, что формирует в нем духовно-нравственный стержень или базис духовно-нравственных ценностей, что собственно и делает человека человечным, способным реализовать свое общечеловеческое предназначение. Когда человек не просто понуждает себя быть добрым и справедливым, когда эти качества становятся не просто частью его сознания, а духовно-нравственным контекстом всех его поступков. Ему трудно даже помыслить о том, что он может поступить как-то иначе, вне нравственного контекста.

Здесь нельзя быть абсолютным идеалистом и я отдаю себе отчет в том, что такая теоретическая постановка проблемы не лишена полностью утопизма, частично, он там присутствует, однако лишь в том случае, когда мы ставим задачей преобразить все общество, частью которого являемся и мы с вами. Рай на земле в принципе построить невозможно. Но, если мы ставим задачей предложить добро тем, кто открыт для его восприятия (а это большая часть общества), тогда такая постановка проблемы является вполне реалистичной и тому мы имеем сегодня пример.

В октябре прошлого года я побывал в Белгороде. Его жители открыто говорят о том, что для губернатора города духовная составляющая является приоритетной и уже одно это создает благоприятствующие обстоятельства.

С 1998 г. в Университете 1200 студентов изучают основы и ценности православной культуры. Предмет стоит в сетке расписаний лекций. Оценка идет в диплом. Богословские дисциплины ведут священники – кандидаты богословских наук.

На сегодняшний день в Белгороде действует православная гимназия, три православных детских сада (надо сказать – это самые престижные детские сады в городе), причем здания были переданы Церкви государством и содержание православных детских садов на 80% осуществляется из местного государственного бюджета. Значит, возможна сегодня финансовая поддержка государством церковных проектов, направленных на благо общества. В городе также имеются муниципальные детские сады, в которых образованы группы детей, изучающих Православную культуру.

Негосударственные дошкольные образовательные учреждения имеют свои домовые храмы, своих духовных руководителей, свой устав. В детских садах открыты родительские школы с целью взаимодействия с семьей как основным воспитательным институтом.

Командирован я был в Белгород на научно-практический семинар под названием «Пути реализации духовно-нравственного воспитания в системе дошкольного образования». Этот семинар посетили ученые, педагоги, духовенство из более чем 50 регионов России.

Владимир Михайлович Меньшиков – доктор педагогических наук, профессор Курского государственного университета, заведующий лабораторией русской школы, говорил, как об очевидном, необходимость менять нравственные ориентиры россиян. Иначе не представляется возможным приостановить рост детской преступности, рост суицидов, крушение института семьи, коррупцию, несправедливость и другие порочные проявления нашего общества.

По мнению профессора В. М. Меньшикова никакой другой фактор не является столь опасным как социально-нравственный, он представляет самую большую угрозу человечеству. С природными факторами, с энергетическим фактором, например, наука может справиться, она может предотвратить разрушительное влияние солнечной энергии. Социальный же фактор несет в себе смерть. Цивилизации гибли в результате нравственной деградации. Римская империя ярчайший тому пример. Причем общество постепенно угасало и исчезало с лица земли.

Поэтому нравственность нужна, чтобы выжить. По определению Святейшего Патриарха Кирилла, «нравственность – это синоним выживания».

Итак, не может быть сегодня сомнений в необходимости духовно-нравственного воспитания и начинаться оно должно с детства. Ведь ребенок развивается с момента своего рождения и наряду с его физическим, эстетическим, интеллектуальным воспитанием должно иметь место духовно-нравственное воспитание, которое будет продолжаться в течение всей его жизни.

По педагогическим меркам систематическое духовно-нравственное воспитание необходимо начинать с 3-х лет. С 3-х до 7-ми лет – первый этап систематического духовно-нравственного воспитания.

Профессор В. М. Меньшиков прекрасно, на мой взгляд, обосновал, почему содержанием духовно-нравственного воспитания должна быть система православных ценностей.

«Как в основе интеллектуального развития, - говорит он, - лежит наука, так в основе духовно-нравственного воспитания лежит система духовно-религиозных ценностей. И для людей, живущих в России, нужна система православных духовных ценностей в силу колоссального количества причин. Дело в том, что система православных ценностей лежит в основе российской цивилизации, она лежит в основе:

·        культуры;

·        нравственности;

·        образования;

·        педагогики;

·        истории и т. д.

Российская цивилизация сформирована Православием и другой адекватной системы ценностей нет в России, и не придумаешь». У профессора вызывает удивление, что эти простые вещи непонятны для части российского общества.

Теоретическая и методологическая сторона ясна, вопрос остается в Priority= UnhideWhenUsed= Priority= административном решении, по мнению профессора В. М. Меньшикова, это главная проблема современности.

В Чувашской Республике эта проблема частично решена открытием экспериментальных площадок в 6-ти детских садах в Чебоксарах, Новочебоксарске, Канаше и Шумерле по апробации программы «Мир – прекрасное творение», автором которого является кандидат педагогических наук Л. П. Гладких. В настоящее время ведется подготовительная работа, а в начале 2012-2013 учебного года эксперимент будет запущен.

Кроме этого, наш регион принял участие в очень важном федеральном образовательном эксперименте – внедрении и апробации в общеобразовательных школах предметов духовно-нравственного содержания на религиозной основе и этики на светской основе как альтернативе для детей из семей, не придерживающихся никакой религиозной традиции.

В этом учебном году эксперимент завершился, вышеназванные предметы духовно-нравственного содержания должны в скором времени найти свое место в федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС). Начиная с 2012-2013 учебного года, практика преподавания ОРКСЭ расширяется по всем регионам Российской Федерации ввиду того, что результаты эксперимента оказались положительными вопреки опасениям межрелигиозной и межнациональной розни, которые нам пытались навязать извне некоторые представители российской общественности и властных структур.

К большому сожалению, не смотря на безусловно положительный исход эксперимента, многие представители образовательного процесса в нашем регионе не придают особого значения и важности ведению в школах духовно-нравственных предметов, которые, при более серьезном и вдумчивом подходе к ним, могли бы возыметь гораздо больший положительный эффект, нежели мы имеет сегодня, при равнодушном к нему отношении.

Разумеется, положительный воспитательный эффект я отношу к религиозным предметам, а не к светским, таким как Основы светской этики и Основы мировых религиозных культур. Будучи представителем Русской Православной Церкви, я делаю акцент на Основах православной культуры и делаю это на вполне объективных основаниях, ибо Православие является культуро-образующей и государственно-образующей религией для России.

Многие руководители общеобразовательных школ, избегая серьезного разговора с учащимися о православной культуре как основе Российской цивилизации (будучи сами не осведомленными в этой области), избирают (вместо учащихся и их родителей) нейтральные и, как они считают, более безопасные предметы - Основы светской этики и Основы мировых религиозных культур. А вместе с тем они и менее эффективны.

В чем, скажем, несостоятельность «Основ мировых религиозных культур»? Во-первых, предмет не по возрасту; во-вторых, нужно сначала изучить, понять и полюбить родную культуру – православную, с тем, чтобы потом научиться понимать и уважать культуру других религий, подобно тому, как мы сначала изучаем родную речь, родной язык и лишь затем изучаем иностранные языки.

Причем знать Основы православной культуры важно не только русским, православным, но и другим народам населяющим территорию Российской Федерации. Я помню ситуацию в Ставропольской и Владикавказской Епархии, где в начале эксперимента выбрали стопроцентно Основы исламской культуры и после второго тура, когда образованные священники провели в школах разъяснительную работу, 70 % детей выбрали Основы православной культуры и это в исламском регионе. Когда владыка Ставропольский и Владикавказский Феофан встречался с мусульманскими семьями, он их лично спрашивал, почему они выбрали Основы православной культуры, на что они отвечали: «Мы должны знать культуру той страны, в которой живем».

Кроме того, предмет «Основы мировых религиозных культур» не отвечает воспитательной задаче эксперимента. Скажем, какой воспитательный эффект может иметь решение ребуса: какая священная книга какой религиозной традиции принадлежит? Библия, Тора, Коран, Типитака. Такой подход к изучению религий скорей формирует религиозную индифферентность, чем способствует более глубокому пониманию необходимости жить по нравственным принципам.

Сложней дело обстоит с противоречивым учебником по Основам светской этики, от которого отказался сам автор вследствие чего учебник так и остался безымянным. Только что мы с вами говорили о том, что нравственность в России (этика) имеет своим началом православную культуру, отсюда возникает вопрос: насколько же осмысленно может вести этот предмет педагог, не знающий Основ православной культуры. Здесь я вспоминаю слова доктора филологических наук, профессора В. Ю. Троицкого, руководителя Комиссии по вопросам преподавания русского языка и литературы в школе при Отделении литературы и языка Российской Академии Наук о том, что «нам необходима школа, которая утвердила бы у учащегося основы одухотворенного осознания добра, активно не принимающего разрушительных идей и способного им противостоять». Таким противоядием от зла и утверждающим духовно-нравственным началом могла бы быть русская литература. Но вот уже почти столетие мы преподаем нашим детям великую русскую литературу с точки зрения классового или «демократического» подхода. Однако «в полноте русской литературы не в состоянии разобраться обезбоженное сознание даже очень умного, образованного исследователя», - утверждает профессор В. Ю. Троицкий.

К сожалению, в светской школе мы не можем ставить вопрос об «обезбоженном» или религиозном сознании педагога, здесь, прежде всего, педагог должен понять, что к глубинному пониманию русской литературы с вытекающими воспитательно-влияющими последствиями можно придти только через познание христианства, обладающего поистине огромной нравственной силой и колоссальным воспитательным влиянием. Я не знаю другого института, кроме христианства, который бы, например, без всяких  социальных переворотов и войн упразднил бы рабовладельческий строй.

В послании к Филимону апостол Павел пишет, чтобы он принял раба своего Онисима не как раба, но как брата возлюбленного, а в послании к Ефесянам пишет: «Рабы, повинуйтесь господам своим в простоте сердца вашего, как Христу». Именно любовью апостол Павел роднит господ и рабов, в результате чего их отношения постепенно выходят на качественно иной уровень, на уровень дружественных взаимоотношений. Любовью христианство побеждает рабовладельческий строй, а затем любовью пленяет и весь мир.

Нам до таких побед сегодня, конечно, еще далеко, однако, вместе с тем, я хотел бы показать, что искрений кропотливый труд даже одного человека может сегодня очень многое изменить к лучшему. В контексте христианской жизни даже пословица «один в поле не воин» не всегда является состоятельной.

Я приведу опыт работы в этом направлении всего лишь одного человека Татьяны Шевченко, учителя словесности московской школы № 1166, рассматривая который, мы сможем увидеть, какое огромное воспитательное влияние оказывает на учащихся изучение ими Православной культуры, в том случае, когда этот предмет не ограничен двумя полугодиями и ведется педагогом, который на собственном опыте пережил православную культуру как жизненную необходимость. Начинала она работу в одиночку, когда это было еще рискованно и страшно. С 5 по 11 класс она использовала на уроках русского языка и литературы христианскую святоотеческую литературу, в основном труды выдающегося педагога схиархимандрита Иоанна Маслова, чьи книги «Симфония: книга для учителя» и «Глинская пустынь» на сегодняшний день рекомендованы Федеральным экспертным советом Минобразования к «широкому внедрению и использованию во всех типах общеобразовательных учреждений». Тогда, по словам сотрудников Минобразования, это было «событием века».

А ведь когда-то Татьяна Шевченко впервые при стечении обстоятельств познакомилась с богословским наследием Глинской пустыни. По ее словам, они тогда произвели «очень сильное впечатление своим глубочайшим содержанием, красотой и ясностью языка». Она поделилась в школе с детьми тем, что казалось ей, содержит в себе основы самой жизни и дети на удивление с первых уроков проявили необычайную заинтересованность.

Три года они изучали наследие Глинской пустыни, которая, казалось, тщательно была стерта из народной памяти, пока, наконец, не возникла мысль выступить с просветительским семинаром «Глинские чтения» в одной из московских школ. А затем целая череда таких выступлений в различных аудиториях, из которых вырос уже известный нам ежегодный Всероссийский образовательный духовно-просветительский форум «Глинские чтения», который проходит по благословению Патриарха и при поддержке Правительства Российской Федерации. На этом форуме, уже который год ученые, педагоги, священники говорят о необходимости вернуться к почти забытому духовному наследию наших предков, использование которого в образовательном процессе может послужить делу патриотического воспитания подрастающего поколения, противодействию тоталитарным религиозным культам, а главное – духовному возрождению народа.

Подумать только труд одного человека и заинтересованность ребят одного класса выросли в столь грандиозный Всероссийский форум.

Но главное то, к чему они пришли в итоге, заканчивая школу. Это единственный класс, где ребята не курили, не матерились, хотя в школе остальные ребята ругаются так, что по коридору невозможно пройти – можете себе представить – ни один человек. Если девочки в соседних классах носят по три серьги в ухе, в классе Татьяны Шевченко этого не было. Когда ее дети писали изложение о причинах сквернословия, им был задан вопрос: «А можно ли в наше время воспитать детей так, чтобы они не сквернословили никогда, ни при каких обстоятельствах?» Ученики написали: «Если дать детям православное воспитание, они смогут противостоять различным грехам и порокам». А одна из учениц Татьяны Шевченко поздравляя подругу с шестнадцатилетием, написала: «Желаю тебе строить «дом своей жизни» на том крепком нравственном фундаменте, который нам заложили в школе». Представляете себе, какой отзыв ученицы о своей школе, многие ли школы могут сегодня заслужить такой высокой оценки? И это оценка не только учащихся, но и их родителей, некоторые из которых вначале противились тому, как Татьяна Шевченко проводит уроки, ведь дети, порой, приходя домой и, заставая родителей за современным чтивом, удивлялись такой безвкусицы и рекомендовали им читать классику. В итоге родители, вначале считавшие ненужным или слишком личным изучение христианской литературы, оставили свои многочисленные отзывы в школе о том, что когда-то осторожной рукой посеянные зерна в детских душах дали всходы, что их детей научили самостоятельно и оригинально мыслить, что их детям помогли состояться в духовно-нравственном отношении, и что на фоне всеобщего крушения нравственных идеалов такая работа по духовно-нравственному воспитанию очень важна.

Но это отзывы учащихся и их родителей, которые на опыте познали возможность изменить свою жизнь к лучшему.

Признаем ли мы важность такой работы по духовно-нравственному воспитанию и что мы сможем и готовы ли мы что-нибудь предпринять для того, чтобы жизнь в нашей Республике тоже стала лучше?!

         Я думаю это вопросы, над которыми стоит подумать.


Назад к списку