2011 год декабрь. Речь на научно-практическом семинаре в г. Канаш.
Добрый день уважаемые участники образовательных чтений.
Сразу хочу сказать, что главным инициатором данного семинара является Надежда Викторовна Горшенина. Педагог, психолог, с семилетним опытом работы в воскресной школе при храме Новомученников и исповедников Российских. С нынешнего 2011 года она является куратором воскресных школ при отделе религиозного образования и катехизации Чебоксарско-Чувашской епархии.
При моём председательстве в епархиальном отделе религиозного образования, это первая попытка собрать руководителей и педагогов воскресных школ с целью обмена опытом. И оно должно стать ежегодным в рамках Региональных Рождественских образовательных чтений. Тем более, когда за последние годы наблюдается динамика увеличения числа воскресных школ и в скором времени оно должно достигнуть числа действующих приходов. Поскольку согласно распоряжению еще Святейшего Патриарха Алексия II при каждом приходе должна функционировать воскресная школа. Только при таком положении дел приход может реализовать себя в полной мере, когда он становиться духовно-просветительским центром, а не только местом богослужения и молитвы. Таким образом, по сравнению с 2009 годом в 2010 году число приходских воскресных школ увеличилось более чем вдвое. В 2009 году их было 34, а в 2010 году их было уже 79. В этом году данные ещё не поступали. Но мы, разумеется, и в этом году ждём роста числа воскресных школ. Вместе с тем, указанная динамика не должна быть чисто формальной. Каждая приходская воскресная школа должна иметь минимальный образовательно-воспитательный уровень (стандарт). Отчасти этому можно содействовать через организацию подобных мероприятий.
Теперь несколько слов о том, какой лично мне видеться детская воскресная школа. Каковы её цели и задачи? Каким должно быть её устройство? Исходя из чего, мы должны организовывать учебно-воспитательный процесс?
Не смотря на то, что само понятие школа сегодня подразумевает главной задачей получение знаний, в церковно-приходской воскресной школе, главной задачей является всё-таки воспитание в широком смысле этого слова, как формирование целостного мировоззрения и развитие в ребёнке подлинной религиозности. Причем, не формирование религиозности, а её развитие. Поскольку согласно научным трудам проф. прот. Василия Васильевича Зеньковского она присутствует в ребёнке непосредственно. И мы взрослые: родители и учителя должны бояться исказить эту непосредственную религиозность чрезмерным законоучительством, а точней насаждением в сознании детей узкоутилитарных религиозных представлений. Например, взгляд на молитву как на средство достижения своих целей и исполнение желаний: попросил и обязательно получил. Мы должны помнить, что любовь Христом ставиться выше знания и исполнения закона, и живые доверительные взаимоотношения человека с Богом гораздо выше и шире описания такового опыта языковыми средствами. В силу чего не достаточно лишь изучать этот опыт, важен живой пример подлинной религиозности, который дети усматривают в родителях, в учителях, в священнике. Поэтому в аудитории воскресной школы должен царствовать не культ знаний, не учёная выпещренность и не жёсткая дисциплина, а атмосфера любви, понимание потребностей ребёнка, атмосфера праздника и приобщение к таинственному.
Порой в коридорах воскресных школ можно видеть знак запрещающий детям бегать. Плоха не дисциплина сама по себе, а её принципиальное бездушное насаждение, в результате чего она очень скоро превращается в дрессировку. Иногда приходиться слышать от учителей подчёркивание своего статуса, что их школа является не просто приходской школой, а школой, располагающейся при большом городском соборе. Такой настрой формирует некую субординацию и нездоровую конкуренцию, на фоне чего, затруднительной является организация взаимодействия между приходскими учебными заведениями, а в детях формируется индивидуализм пагубный для общности христиан. Порой приходиться видеть жестокое глумление ребят над своим сверстником по поводу того, что он съел бутерброд с маслом в среду или яблоко до яблочного Спаса. Такое исполнение буквы закона по ап. Павлу убивает дух, т.е. духовность. Магистр педагогики Софья Куломзина рассказывает о том, как педагоги одной из воскресных школ так провели урок, посвященный объяснению Таинства Евхаристии в телесно грубых формах, что дети объятые страхом на следующий день за Литургией отказались причащаться. Поэтому мы, конечно, должны не просто выучить и передать некий богословский материал, а прочувствовать, пережить и сообразуясь с сознанием ребёнка, сообщить ему удивительную вероучительную истину о том, что в Таинстве Евхаристии он вкушает Божественную пищу, пищу радости, ибо она вводит его в область вечной жизни. Это лишь некоторые штрихи отрицательного опыта работы воскресных школ.
Приглашая детей на обучение в воскресную школу, мы должны иметь в виду создание среды единомышленников. Этим церковно-приходская школа отличается от светской школы. По мере того, как ребёнок начинает обучаться в общеобразовательной светской школе, дух секуляризма начинает постепенно проникать в его сознание, сталкивая в нём два мира: мир религиозный и мир светский. Поэтому очень важна подпитка своих религиозных убеждений в среде сверстников, то есть важна та среда, общаясь в которой, ребята пользуются одними и теми же религиозными понятиями, апеллируют одними и теми же религиозными ценностями. Возникает важное ощущение того, что ты не один, этой средой устраняется эффект «белой вороны» и ребенок себя ощущает более уверенно в светской среде с наименьшим риском окунутся в пошлую струю современной жизни. Мы должны привить детям понимание того, что основывая свою жизнь на духовных православных ценностях, они находятся в крайне выгодном положении в отличие от светских ребят, ибо будут вбирать в себя всё многообразие современной жизни, исключая те элементы, которые пагубно сказываются на состоянии их духовного, душевного и физического здоровья. Вместе с тем, нужно избежать формирования горделивого отношения ребят к своим светским сверстникам «позиции сверху» (мол, мы лучше, чем вы), должен быть контакт равных, при котором верующие ребята делятся чем-то положительным, но не воспринимают негативного, являясь своего рода маленькими миссионерами.
Исходя из выше изложенного, мы должны организовывать не просто учебно-воспитательный процесс, а полноценную жизнь ребят в воскресной школе, которая включает в себя и получение знаний и занятие искусством, прикладным творчеством, участие в социальной деятельности прихода, посещение богослужений, и конечно досуг в самых разных его формах: летний лагерь, спортивные состязания, посещение концертов и иных мероприятий. Жизнь ребят в Воскресной школе должна протекать в праздничных и торжественных тонах. Вместе с тем, нужно избегнуть формирования в детях потребительского отношения к образовательным и религиозным услугам. Они должны воспринимать жизнь как дар и быть готовы к самоотдаче.
Поэтому ошибочной будет обособленность воскресной школы от социальной и богослужебной жизни прихода. Знания без религиозного опыта теряют своё значение. Воскресная школа должна быть частью богослужения или его продолжением. Однако сделать интересным для ребёнка богослужение можно не через пассивное, а лишь через активное его участие. Когда я учился в Духовной Семинарии, у нас существовала такая практика: за неделю до богослужения вывешивался список учащихся, в котором указывалось какой студент, каким образом будет принимать участие в богослужении. Кому-то предписывалось алтарничать, кому-то читать кафизмы на утрени или шестопсалмие, а кому-то с кем-то на пару читать канон, кто-то следил за порядком в храме. Подобным образом можно распределить обязанности воспитанников воскресной школы за богослужением. При этом, как в алтаре, так и в храме должна царить атмосфера тишины и благоговения. Если в храме и в алтаре допускаются шутки, постоянные переговоры, эффект будет отрицательным. На уроках воскресной школы важно разбирать те тексты, которые ребятам довелось читать за богослужением. При этом объяснять важность личной молитвы обращённой к Богу. Когда эта деятельность сопрягается с социальной жизнью прихода: посещением вместе с взрослыми больниц, детских домов, предлагая там концертные номера и раздавая подарки; участием в наведении и поддержании порядка в храме и на его территории, участием в организованном приходом досуге, в ребёнке будет поддерживаться интерес к той тональности, которую ему задаёт Православие.
Я думаю, что это те принципы приходской жизни, которые дают нам возможность сохранить наших детей для Церкви и вечности в тот возрастной период, когда они обычно уходят из Церкви.
Мы должны сделать всё возможное, что бы поддержать или вновь зажечь в потухших детских глазах огонёк веры, а в их сердцах – любовь к Богу.
m:intLim m:val=
Назад к списку