2013 год декабрь. Доклад на III Региональных Рождественских образовательных чтениях.
Библейско-христианская литература в основе учебно-воспитательного процесса.
В своем докладе я коснулся злободневных тем, вокруг которых дискуссии не утихают до сих пор, по крайней мере, в нашем регионе. Я попытался кратко и лаконично обосновать свои убеждения.
Во-первых, сегодня ведется дискуссия по поводу присутствия священника в школе. Мол, должен он встречаться с детьми в школьных аудиториях или нет? Однажды директор одной из школ, представляя меня детям, сказала: «У нас сегодня совершенно необычная встреча, встреча со священником!» Такое представление несколько резануло мое понимание вещей, и я отреагировал следующими словами: «А вы знаете, эта встреча вовсе не должна быть совершенно необычной, ведь в древней Руси духовное сословие было главным проводником просвещения». Действительно, культурно-просветительскими центрами древнерусского государства были монастыри. Монахи изучали труды выдающихся богословов, философов, историков, занимались переводами церковной литературы с греческого языка на церковно-славянский язык, писали летописи, составляли сборники поучений. Во многих монастырях эти занятия входили в круг ежедневных послушаний грамотных насельников. В среде русского монашества встречались образованнейшие люди своего времени. Кроме этого, монастыри имели огромное воспитательное значение для современников. Аскетический, настолько не похожий на обычный, монашеский образ жизни, связанный с самоограничением и преодолением мирских соблазнов, представлял собой убедительный пример победы духа над человеческими страстями: эгоизмом, корыстолюбием, гордостью и т. д.
Церковно-приходское обучение возникло на Руси вместе с церквями, и было совершенно бесплатным, внесословным и доступным каждому.
Надо сказать, что священник неизменно присутствовал в системе школьного образования вплоть до революции 1917 года. Это, конечно, не означает, что сегодня священники все без исключения должны заполонить школы. Однако, встреча священника, имеющего высшее богословское или высшее светское образование, со школьниками может иметь большую пользу для их личностного становления и этому не должны препятствовать стереотипы советского времени, атеистические взгляды или личные антипатии к Церкви отдельного директора школы. Он должен поступиться личными амбициями ради общей пользы.
К слову сразу скажу, что ссылка на светский характер образования и отделение Церкви от государства является нецелесообразной. Я вновь вынужден напомнить слова президента Российской Федерации В. В. Путина, сказанные им 8 февраля 2012 года в Патриаршей резиденции на встрече со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и руководителями традиционных религиозных объединений: «В прежние десятилетия светскость понималась таким образом, что Церковь и традиционные конфессии фактически ущемлялись в правах. Вот такого примитивизма сегодня нам ни в коем случае допустить нельзя. Если мы говорим об отделении Церкви от государства, то в современных условиях мы должны говорить о другом содержании этой светскости, и она должна заключаться в том, что между государством и религиозными организациями должен установиться совершенно другой режим взаимоотношений — режим партнёрства, взаимной помощи и поддержки. Сегодня задача и обязанность государства не только в том, чтобы возвращать награбленное когда-то у церковных организаций государством, а и в создании условий для совместной эффективной работы по возрождению и укреплению нашей страны… Одним из направлений партнерской работы Церкви и государства – это образование, воспитание и просвещение. Здесь существует ряд проблем, которые искусственно сдерживают деятельное участие религиозных организаций в образовательной сфере… Нам нужно прямое, ежедневное, эффективное участие религиозных организаций в жизни общества и государства».
Иван Яковлевич Яковлев – национальный герой Чувашии, и вовсе считал «нелепым отделять Церковь от государства» , так как, писал он: «государственная жизнь должна быть проникнута вся духом истинного христианства и на этом пути прогрессировать».
Таким образом, думаю, что вопрос присутствия в школе священника должен быть, наконец, снят с повестки дня и решаться в рабочем порядке вопрос о кандидатах из числа священников, которые бы взаимодействовали со школами на систематической основе.
Второй вопрос, который я считаю важным затронуть – это вопрос присутствия в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных школ Библейско-христианской литературы и икон – как иллюстративного материала.
Вновь вернемся в Средние века. Каковым было содержание образования в ту эпоху? При обучении мирян и духовенства оно было одинаковым и включало, прежде всего, вероучение и церковное пение, то есть, изучались библейские книги, богослужебные книги и книги духовного содержания. Грамота, письмо и счет были второстепенными предметами. Потому что «учеба» в средневековую эпоху – это не просто приобретение знаний, но, прежде всего, духовное возрастание и приобретение мудрости. Интересно, опять-таки, Библейское понимание мудрости: «Начало мудрости – страх Господень», - сказано в книге Притчей. То есть, по мнению священного автора, человек не может приобрести мудрость, не имея благоговения пред Богом и любви к людям. Эта мысль о воспитательном значении страха Божьего, порождающего мудрость и способность противостоять злу, позже была развита классической отечественной педагогикой, в частности, К. Д. Ушинским . Учеников более всего оберегали от всякого растления. Поэтому особое внимание уделялось личности учителя, он должен был быть стойким в православной вере, вести благочестивый образ жизни, иметь благообразное поведение. Воспитание определялось целью земной жизни, а цель земной жизни заключалась в достижении жизни вечной. Это не означает, что люди не были посвящены в другие научные области, в архиерейских домах изучали греческий язык, риторику, диалектику. В городах дети обучались ремеслам и торговому делу. Речь идет о доминанте духовного начала в образовании. Л. Н. Толстой в статье «О народном образовании» писал: «Возьмите какую угодно средневековую школу, возьмите всю ученую литературу средних веков, - какая сила веры и твердого несомненного знания того, что истинно и что ложно, видна в этих людях!.. Сравните после этого догматическую школу средних веков, в которой истины несомненны, и нашу школу, в которой никто не знает, что есть истина».
То, что стало предметом гонений советской власти в учебных заведениях: храмы, иконы, молитвы, духовенство, преподавание Закона Божия неизменно содействовало воспитанию юношества, - считал И. Я. Яковлев . Более того, учиненные советской властью гонения на Церковь не помешали ему смело заявить комиссару по народному образованию, что «Симбирская чувашская школа не может существовать вне религиозной почвы» . То есть, он вообще не мыслил учебно-воспитательный процесс вне православной культуры, которую он, как сам напишет, полагал в основу просвещения чувашского народа . Кстати, именно он был инициатором строительства церкви при Симбирской чувашской учительской школе и принимал личное участие во всем, что касалось создания этой церкви.
Критики могут сказать, что мы любим и уважаем нашего просветителя, но это не означает, что мы должны безусловно воспринимать всю его программу. Я могу согласиться с тем, что человеку свойственно ошибаться, и к каким-то его высказываниям должно относиться критично, но нельзя же, считая ошибочными, отвергать те принципы, которые были фундаментальными в его учебно-воспитательной системе. Такая ситуация напоминает мне русскую сказку о том как мужик с медведем репу сажал, где мужику достались корешки, а медведю вершки. Так и мы с просветительского поля И. Я. Яковлева собираем лишь ботву, а реальные плоды остаются нетронутыми по нашему пренебрежению.
Помнится мне фильм под названием «Послезавтра». Сюжет его заключается в том, что в результате глобальной экологической катастрофы в какой-то части земли наступает ледниковый период, и люди спасаются от обморожения тем, что закрываются в домах и разводят костры, бросая в топку книги, стулья, столы. В библиотеке люди тоже согреваются около костра, подбрасывая в него большие залежи книг. И вдруг директор библиотеки неожиданно выхватывает из рук человека Библию, намеревающегося бросить ее в огонь, и говорит: «А вот ее я ни за что не отдам!» Человек скептически спрашивает директора: «Вы верующий?» И вот здесь он произносит очень важные слова: «Нет, я неверующий, но с этой книги началось просвещение народов, и если у мира будет шанс выжить – это та книга, с помощью которой можно будет возродить цивилизацию». Я считаю эти слова вполне справедливыми.
Итак, православная культура – это краеугольный камень российской цивилизации и в современном российском образовании и воспитании она должна занять свое законное место, если мы желаем увидеть достойное будущее нашей Родины.
Назад к списку