2013 год август. Доклад на августовской педагогической конференции.
Одна из целей, которые я преследовал при организации православного палаточного лагеря, заключалась в том, чтобы практически реализовать один из главных тезисов, озвученных мной на общегородской конференции под названием «Современный молодой человек и Церковь». Тезис этот сводился к утверждению о том, что православный молодой человек вовсе не замкнут и не забит, напротив, он открыт современному миру. Он вбирает все то, что предлагает ему современный мир, отсеивая лишь разрушительные для души элементы пошлости. И в этом смысле он находится в выгодном положении, ибо имеет все шансы для подлинного всестороннего развития.
Ребята в лагере соревновались в стрельбе по мишеням, занимались рукопашным боем, играли в волейбол, участвовали в иных спортивных мероприятиях, играли на гитаре, пели песни. Но главной в лагере была духовно-нравственная основа, выраженная не только в ряде мероприятий, посвященных обсуждению духовно-нравственных вопросов, но и в самой обстановке, в особо созданной атмосфере. Утро начиналось с физкультурной разминки, построения патрулей, сдачи рапортов, поднятия Российского флага в сопровождении пения духовного гимна России «Коль славен наш Господь в Сионе…» и краткой утренней молитвы с комментарием, которая, по сути, и задавала тональность предстоящему дню. К режиму питания добавлялось постное меню в среду и пятницу, воспитывая в молодых людях такое важное качество как воздержание и самоограничение, открывающее двери к подлинной свободе. Конечно, благоприятную атмосферу создавали дружелюбный тон общения, взаимопомощь, бережное отношение к природе, которая на пять дней стала для нас домом. Ребята, приехавшие в лагерь, не были случайными, они принимали участие в духовно-просветительском проекте «Современный молодой человек и Церковь», они целеустремленные и в добром расположении духа.
Одно из мероприятий духовно-нравственной направленности представляло собой интеллектуальную игру, содержание которой заключалось в 20-тиминутной подготовке немых инсценировок на основе предложенных библейских текстов по трем темам: «Евангельская притча о блудном сыне», «Суд царя Соломона», «Грехопадение царя Давида». Зрители должны были догадаться, о чем идет речь, постепенно переходя к размышлению о собственной жизни.
Небольшой лекторий был посвящен не пройденным в школах, но очень важным историческим темам, таким как гонения на Русскую Православную Церковь в XX веке и вклад Русской Православной Церкви в победу над фашистской Германией. Одно дело иметь представление о Церкви на основе желтой прессы, другое дело сделать перезагрузку и основать свое представление о Церкви в документально-историческом контексте.
Называть такого рода работу религиозной агитацией неправомочно. Мы ведь не говорим, что на уроках математики в школе нас агитировали стать конструкторами, а на уроках русского языка – филологами. Мы прекрасно понимаем, что русский язык – это предмет, изучающий основы правописания, а математика – это предмет, изучающий основы математических структур. Почему же разговор о православной культуре называют религиозной агитацией? Православная культура – это тоже предмет, причем очень важный, по сути, фундаментальный предмет, ибо изучает он основы Российской цивилизации.
Духовно-нравственная струя в работе православного палаточного лагеря оказалась более чем востребованной, потому что ребята в записках лагерной почты в день закрытия выражали надежду на то, что наше общение продолжится. Духовно-просветительский проект и в самом деле получил свое продолжение в ряде мероприятий, которые будут реализовываться в рамках созданной в период работы палаточного лагеря православной молодежной организации. В скором времени планируется провести осенний бал, а вчера мы совершили поход в ичалковские пещеры. В будущем году совершим поездку в Санкт-Петербург.
Итак, ребята поют, танцуют, занимаются спортом, они ни в чем не ограничены, но отличаются от остальных тем, что не коробят свои души греховными привычками и стремятся к духовному саморазвитию.
Еще раз хочу привести слова Константина Дмитриевича Ушинского и буду приводить их неустанно: «Есть только один идеал совершенства, перед которым преклоняются все народности, - это идеал, представляемый нам христианством. Все, чем человек как человек может и должен быть, выражено вполне в Божественном учении, и воспитанию остается только, прежде всего и в основу сего, вкоренить вечные истины христианства… Это неугасимый светоч, идущий вечно, как огненный столб в пустыне, впереди человека и народов; за ним должно стремиться развитие всякой народности и всякое истинное воспитание…»
Этот принцип педагогической работы К. Д. Ушинского мы и стремимся реализовать, вкореняя вечные истины христианства в воспитательно-образовательный процесс своей работы.
Назад к списку