2012 год сентябрь. О канонизации святых.
Начиная разговор о канонизации святых, начну издалека. Сегодняшнюю ситуацию в области духовного – культурной жизни нашего общества многие желали бы видеть в более приглядном свете, нежели в том виде, в котором она сегодня предстоит пред нами. Как-то однажды довелось мне слышать по радио спор губернатора Кировского района и одного из представителей Российской Академии Наук в решении проблем духовного – культурного порядка.
В чём они были едины, так это в том, что сегодня в обществе отсутствует культурная среда, в которой бы мог воспитываться молодой человек. В том, что сегодня идёт одичание людей и в том, что сегодня ничего не предпринимается для создания этой культурной среды.
Действительно, нами уже давно утеряны духовные ценности, которые бы определяли человеческое поведение. Физически был уничтожен в годы репрессий интеллектуальный слой населения, физически было уничтожено и духовно – культурное наследие нашей страны.
Поэтому сегодня, как никогда, наверное, есть необходимость, в частности, обращения к повествованиям о жизни тех, кто смог воплотить в жизнь идеалы нравственности. А нравственность идеальной может быть, только если она основана на подлинной религиозности, как об этом свидетельствует опыт жизни человека на земле. Многие из нас, наверно, помнят нравственную формулу Ф. М. Достоевского, которую он выведет в своем романе «Братья Карамазовы»: «Если Бога нет, стало быть, и добродетели нет, да и ненужной она становится, так, стало быть, человеку все дозволено». А вседозволенность ввергает человеческое общество в безнравственный хаос. Поэтому нравственность, в основе которой лежит религиозность, если бы она была представлена в лице каждого из нас, она способна была бы обеспечить, если можно так сказать, нормальность государственно-общественной жизни во всех отношениях, т. е. не только в духовно – культурной, но и в экономическо-политической сфере.
В свете такого подхода я бы и хотел рассматривать тему канонизации святых, потому что в этом ключе она более понятна. Итак, канонизация святых - это один из методов помочь человеку найти самого себя, своё человеческое достоинство, то, что сегодня очень легко потерять в пропагандируемой в средствах массовой информации псевдокультуре, которая, в чём – то является даже античеловеческой. Ибо мы можем видеть, как человек, следующий этой псевдокультуре, деградирует не только на духовном, душевном, но даже на физическом уровне, что является очевидным для всех.
Нравственный образ жизни, представленный в житийной литературе, т. е. в жизнеописании святых, это есть критерий, которым человек может руководствоваться для определения своих поступков, нравственны они, или безнравственны. Да, мы можем сказать, что у нас есть закон, есть заповеди Божии и, казалось бы, такого руководства вполне достаточно, но в подобном литературном жанре - исторически – документальном, показан опыт реализации и закона и заповедей Божиих, они просто практически, доступно раскрыты.
Да, у нас есть природный внутренний нравственный закон, т. е. совесть. Но и совесть, как это ни странно, нуждается в коррекции. Как школьник корректирует написание букв корректором, чтобы буквы выглядели красиво и правильно, так и совесть наша нуждается в коррекции, чтобы поступки наши выглядели тоже красиво и правильно. Корректором же для совести являются заповеди Божии, которые, как мы уже сказали, практически представлены в житиях святых. Если человек не корректирует свою совесть, искажённую грехом, компромиссом, а иной раз и непослушанием, она, либо начинает говорить неправду, либо замолкает, как строгая мама, долго вразумлявшая сына и видевшая бесполезность этого дела, может замолчать и пустить его на самотёк; так и наша совесть может просто замолчать, когда мы её не слушаем, а человек без совести, без своего руководителя в нравственных поступках, в нравственном поведении, может очень серьёзно заблудиться и сделать свою жизнь неблагополучной и несчастной.
Пример нравственного заблуждения мы можем видеть в предлагаемой нам западной псевдокультуре, в которой совершается попытка придать нравственное значение или обозначить как норму общественной жизни однополые браки, эвтаназию, наркоманию, аборты, которые уже стали и российским достоянием, и др. пороки. И всё это делается под прикрытием прав человека. А человек, живущий такой «нормой», в конечном итоге уничтожает и свою душу, и своё тело. Вот к чему может привести невнимание к внушениям своей собственной совести и неисполнение заповедей Божиих. Если человек в этой западной псевдокультуре видит свою свободу, как свободу от совести, как жизнь по принципу, что хочу, то и делаю, то это гибель для человека. Губительно это и для его окружающих, потому что, как известно, нравственное разложение, деградация, имеет процесс, или лучше сказать, динамику, и как вирус способен заражать других.
Для тех же, кто очень четко проводит в жизнь нравственные принципы, живя по заповедям Божиим, для них чтение подобной литературы является очень важным. Они в ней черпают некий стимул или поддержку в своем нравственном подвиге. В том, чтобы жить нравственно несмотря ни на что, даже не смотря на то, что с мирской точки зрения это не всегда выгодно, а иногда приходится претерпевать поношения и уничижения, но они не сходят с этого пути, потому что он предначертан Богом. Они не ослабевают своего стремления к духовно-нравственному совершенству, потому что только оно и приводит человека к благу, блаженству, или как сказали бы у нас в простонародье - к счастью.
Кроме вышесказанного, должно отметить, что, канонизируя подвижников веры и благочестия, мы тем самым оказываем им всеобщее почтение, как служителям правды, (правда же есть сам Бог) и испрашиваем благодатную помощь в том, чтобы и мы могли достойно пройти свой краткий жизненный путь.
Сам процесс канонизации довольно таки сложный, но скажу кратко.
Еду я как-то в поезде в Петербург, я тогда учился, а должно сказать, что моя внешность даже без священнических одежд, почти всегда обнаруживает меня как священника. И поэтому очень часто в дороге со мной, или ещё где–либо, завязывают разговор или диспут или просто о чём–то спрашивают, интересуются. Так что даже и на досуге отдохнуть далеко не всегда удаётся. Так вот здесь в поезде меня спрашивают: а почему это вы царя Николая святым сделали. Я говорю: простите, святыми мы никого ни делаем, святыми люди сами становятся. А Церковь может лишь свидетельствовать о святости того или иного человека, подобно тому, как любой человек может свидетельствовать о своём друге, что он вступился за слабого или сделал иной поступок достойный похвалы. Так и здесь Церковь свидетельствует о делах веры и благочестия того или иного подвижника.
А отношение к царю у нас предвзятое. Нам его представляли в мрачном свете как царя кровавого, а мы верили этому, и именно верили и не могли почему-то даже предположить, что его могли оболгать в виду каких-то политических мотивов.
Люди же входящие в состав комиссии по канонизации святых, люди компетентные - это историки, ученые, располагающие наибольшим спектром сведений и собирающие таковые сведения. Ввиду своей вне политичности, эта комиссия беспристрастно и непредвзято решает вопросы истории и исторических личностей, преследуя при этом цель не поддержать ту или иную идеологию, а раскрыть и показать правду.
Таким образом, мы с вами видим, какую всесторонне полезную работу выполняет Православная Церковь в лице своей комиссии по канонизации святых. Однако сегодня, к сожалению, эту пользу извлекают только те, кто разделяет христианский взгляд на мир и знает события церковной жизни. И всё же отрадным является то, что сегодня немало людей возвращается в христианство к давно утерянным духовным ценностям.
Дай Бог, может быть Россия еще воскреснет и по-прежнему будет именоваться Святой Русью.
Назад к списку