2012 год март. На встрече с дошкольными педагогами
Добрый день.
Мы с вами уже говорили на встрече в Министерстве образования в прошлом 2011 году о важности предстоящей работы, к которой мы были приглашены, но я бы хотел еще раз актуализировать необходимость нашей с вами работы в области духовно-нравственного воспитания и образования подрастающего поколения.
Приведу несколько высказываний видных государственных деятелей, озвученных на юбилейных XX Международных Рождественских образовательных чтениях в январе нынешнего года.
Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев: «Задачи развития нашей страны требуют постоянного внимания к вопросам, связанным с образованием, воспитанием подрастающего поколения в духе уважения к нравственным ценностям и патриотическим идеалам. Это — основа для укрепления гражданского мира и межнационального согласия, и здесь крайне важно расширять взаимодействие государственных, общественных и религиозных организаций».
Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко: «Историческая судьба любой страны во многом определяется просвещением, воспитанием, крепостью нравственных устоев ее народа. Об этом наглядно свидетельствует вся многовековая история нашего Отечества… Именно духовность служила и служит одним из источников той силы, которая помогала нашей стране, нашему народу противостоять суровым испытаниям. А они, как известно, не раз выпадали на его долю… В 1990-е годы на крутом историческом переломе Россия понесла потери не только экономические, социальные, но и нравственные. Значительные масштабы приобрели потребительство, жажда наживы, индивидуализм, отчужденность людей друг от друга, девальвация традиционных ценностей. Вот один из примеров. Серьезной угрозой жизнеспособности государства, всей нашей страны стала коррупция. В высокодуховном, высоконравственном, высокоморальном обществе это явление в таких масштабах просто невозможно. Очевидно, что победить это зло лишь силовыми методами невозможно, если произошло ослабление духовных устоев общества, и коррупция проникла во все его поры. Очевидно, что победить его можно только настойчивой работой государства, общественных институтов, Русской Православной Церкви, других традиционных религий, направленной на духовное оздоровление нации».
Заместитель Министра образования и науки Российской Федерации Максим Викторович Дулинов: «Задача социально-педагогической поддержки духовно-нравственного развития личности гражданина России становится сегодня важнейшим государственным и общественным приоритетом. От ее решения непосредственно зависит дальнейшее успешное социально-экономическое развитие нашей страны. Не раскрыв духовный мир человека, мы не изменим ни общество, ни государство, существенно не улучшим и состояние экономики».
Заместитель Министра культуры Российской Федерации Андрей Евгеньевич Бусыгин: «Пришло осознание важности и крайней необходимости объединения российского общества на основе культурных и нравственных ценностей. Если в обществе нет системы ценностей, культуры в широком смысле слова, нет перспектив создания эффективной экономики и перекрыт путь к модернизации страны. У нас действует «Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации на период 2006-2016 гг.», но эксперты отмечают, что все молодежные программы на самом разном уровне ориентированы, прежде всего, на улучшение качества жизни молодежи, а не на формирование у нее системы ценностных ориентиров. Это большое упущение. Далее Андрей Евгеньевич процитировал высказывание выдающегося российского деятеля Сергея Юрьевича Витте, который в 1904 году писал: «Никакое государство не может жить без высших духовых идеалов, идеалы эти могут держать массы лишь тогда, если они просты, высоки, если они способны охватить души людей, – одним словом, если они божественны». Как заметил Андрей Евгеньевич: «Это говорил человек сугубо практический, который 12 лет был министром финансов и который затем возглавил комитет министров».
Заместитель мэра г. Москвы Александр Николаевич Горбенко: «В обществе образовался дефицит нравственных ориентиров, ценностей, образцов поведения и для преодоления сложившейся ситуации необходимо духовное просвещение на нравственной основе» (кстати, в Москве сейчас реализовывается проект строительства 200 храмов).
Можно было бы и дальше продолжать приводить очень красивые и точные высказывания разных людей, но уже приведенных цитат вполне достаточно, чтобы дать себе понять, что по этому вопросу в нашем обществе нет разногласий, все говорят о крайней важности и необходимости проводить работу, направленную на духовно-нравственное оздоровление нашей страны. Работа эта, как вы слышали из высказывания заместителя министра образования, самая приоритетная у нас в стране. Я не стал приводить высказывания видных церковных деятелей, потому что и так понятно, что это основная позиция Русской Православной Церкви, на которой она стоит все время своего существования. Однако у меня в запасе есть еще одна цитата, которую я не могу обойти вниманием. Потому что это не просто цитата, а своего рода установка или общая тенденция в области церковно-государственных взаимоотношений в образовательной сфере, которую обозначил ныне избранный в президенты Российской Федерации Владимир Владимирович Путин 8 февраля в Патриаршей резиденции на встрече с руководителями традиционных религиозных общин России.
«В прежние десятилетия светскость понималась таким образом, что Церковь и традиционные конфессии фактически ущемлялись в правах. Вот такого примитивизма сегодня нам ни в коем случае допустить нельзя. Если мы говорим об отделении Церкви от государства, то в современных условиях мы должны говорить о другом содержании этой светскости, и она должна заключаться в том, что между государством и религиозными организациями должен установиться совершенно другой режим взаимоотношений — режим партнёрства, взаимной помощи и поддержки. Сегодня задача и обязанность государства не только в том, чтобы возвращать награбленное когда-то у церковных организаций государством, а и в создании условий для совместной эффективной работы по возрождению и укреплению нашей страны… Одним из направлений партнерской работы Церкви и государства – это образование, воспитание и просвещение. Здесь существует ряд проблем, которые искусственно сдерживают деятельное участие религиозных организаций в образовательной сфере… Следует обратить внимание на дошкольное образование, точнее — на дошкольное воспитание. Стремление религиозных объединений открывать новые детские сады, оказывать просветительскую помощь и поддержку уже существующим учреждениям должно активно поддерживаться на всех уровнях — и в муниципалитетах, и на государственном уровне… Нам нужно прямое, ежедневное, эффективное участие религиозных организаций в жизни общества и государства», - заключил Владимир Владимирович Путин.
Таким образом, мы с вами имеем на сегодняшний день не просто государственную санкцию, а мощную государственную поддержку в лице будущего президента Российской Федерации и российского общества на осуществление нашей деятельности в области духовно-нравственного воспитания и образования. Напомню еще раз, что это самая приоритетная деятельность. Вместе с тем мы осуществили очень важную смысловую перезагрузку понятий светскости государства и отделенности Церкви от государства, преодолев стереотипы советского времени, которые мешали нашему взаимодействию до нынешнего времени. Отныне мы должны выстраивать тесное партнерское взаимодействие, которое бы имело своим следствием добрые плоды.
Сегодня мы сделали дружественный шаг навстречу детским садам, согласившимся принять участие в эксперименте по реализации программ духовно-нравственного воспитания, и на средства епархии закупили учебно-методические комплекты «Добрый мир» Людмилы Леонидовны Шевченко для того, чтобы, с одной стороны, сделать подарок, с другой стороны, оказать помощь в работе по духовно-нравственному воспитанию детей.
Автор-составитель учебно-методического комплекта Людмила Леонидовна Шевченко – доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики Московского государственного областного университета, действительный член Международной педагогической академии, член Союза писателей России.
Учебно-методический комплект в составе 8 пособий: хрестоматия в 4-х книгах для детей, методическое пособие, рабочая тетрадь, наглядные материалы, музыкальное сопровождение занятий на CD-диске.
Программа разработана в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании» и предназначена для детей старшей и подготовительной групп детского сада (от 5 до 7 лет).
Программа представляет собой содержательный модуль «Православная культура» и используется в качестве дополнительной к основной общеобразовательной программе дошкольного образования.
Цель программы определяется как развитие личности ребенка дошкольного возраста, формирование базовой культуры на основе отечественных традиционных духовных и нравственных ценностей.
Цель определяет собой решение следующих задач:
- духовно-нравственное развитие и воспитание детей посредством приобщения к традиционным для России духовным ценностям Православия;
- вырабатывание понимания значимости традиционных нравственных идеалов для жизни личности, семьи, общества;
- формирование у детей основополагающих морально-нравственных установок, обеспечивающих осознанный нравственный выбор;
- приобретение культурологических знаний, необходимых для разностороннего развития детей;
- воспитание любви к Родине, семье.
Учитывая, что ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игровая деятельность, содержание программы организовано как тематическая игра-путешествие, которое начинается в старшей группе и завершается в подготовительной на празднике прощания с детским садом как «Окончание путешествия» и «Благодарение».
При составлении уроков был соблюден принцип интеграции материалов духовно-нравственного характера в такие образовательные области как «Социализация», «Физическая культура», «Здоровье», «Коммуникация», «Безопасность», «Чтение художественной литературы», «Познание», «Труд», «Музыка», «Художественное творчество».
Данная программа решает проблему несогласованности образовательных программ дошкольного и школьного звена образования в новой предметной области «Духовно-нравственная культура народов России», которая была введена в стандарты нового поколения. Обучаясь по программе «Добрый мир», дошкольник готовиться к освоению новой предметной области в школе.
Не стоит, наверно, подробно рассказывать об этой программе, поскольку обо всем вы прочтете в методическом пособии, а после изучения программы при необходимости мы можем организовать онлайн - консультацию с ее автором-составителем.
А сейчас я бы хотел остановиться на некоторых понятиях, которые мы наиболее часто используем. Прежде всего, это понятие «свободы», поскольку оно сегодня особым образом культивируется как «свобода слова, печати», «свобода совести», и даже определенная свобода в образе жизни. В некоторых западных странах она максимальна, вплоть до смены пола и создания однополых браков. Образ жизни наркомана, алкоголика, развратника, азартного игрока узаконен. В христианском сознании «свобода» - это тоже величайшая ценность, дарованная Богом. Но религиозное и секулярное понятие свободы имеют разное содержание, из которых проистекают разные следствия, в первом случае – положительные, во втором случае – негативные. Христианское понятие «свободы» предполагает духовно-нравственную основу, созидаясь на которой, свобода становится возможной только в добре, в свободе от греха. В противном случае человек будет не свободным, а плененным своими грехами и страстями. Причем самым реальным образом, когда при желании бросить плохие привычки ему это не удается, страсти сковали его слишком крепко, а если и удается вырваться из их оков, то через многие страдания и испытания, равно как плененному узнику бежать из темницы является крайне сложным. Даже Владимир Владимирович Путин однажды сформулировал в одной из своих статей понимание свободы исходя из христианского посыла нравственности: «Свобода без нравственной основы есть произвол». Святейший Патриарх Кирилл, обратив внимание на эти слова, дал им весомый комментарий. Он сказал, что «это очень важное заявление, которое должно входить в плоть и кровь нашей мыслящей интеллектуальной элиты, в наше законотворчество, в нашу практику. Потому что все самые страшные безобразия в истории человечества всегда совершались под знаком движения к свободе, и мы знаем, как эти движения впоследствии приводили к кровопролитию, к гражданским катаклизмам, к обнищанию людей, к закабалению людей, какого не было никогда раньше».
Итак, второй секулярный вариант свободы выражен в произволе и как следствие – в разрушении личной, семейной, общественной жизни и государственности. В то время как христианская свобода предполагает свободу духовную, свободу от всякого зла и как следствие - высокую нравственность в личной, семейной и общественной жизни, что делает любое государство сильным и процветающим.
Поэтому воспитывая в детях свободу и культивируя ее, мы должны всегда иметь в виду духовно-нравственную основу, на которой бы она развивалась неискаженно, не имея трагических последствий, но развивалась правильно, имея своим последствием высоконравственную свободную личность.
Колоссальное значение имеет личность педагога. Если он в своей жизни руководствуется духовно-нравственными принципами, если в его душе мир и покой, его воспитательные принципы, его слова будут иметь силу влияния. Замечательную установку дает всякому проповеднику добра Святитель Николай Японский, он говорит: «Живи так, чтобы полюбить людей, затем, чтобы полюбили тебя и только потом говори о Христе». То есть о наивысшей Правде мы можем говорить другим только тогда, когда сами стоим на пути правды и доброй жизни.
Закончить свое выступление я хочу словами Федора Михайловича Достоевского, которые он произнесет в 1880 году, определяя программу детского чтения, а значит и воспитания: «Берите и давайте то, что производит прекрасные впечатления и рождает высокие мысли».
Даже если мы возьмем в качестве руководства этот один единственный принцип, выраженный Ф. М. Достоевским, я думаю, мы уже сможем сделать прорыв и достичь желаемых результатов.
Назад к списку