Храм святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова г. Шумерля Чувашской Республики - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

2007 г. Заупокойная суббота

Заупокойная суббота.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

В дни поминовения усопших мы молимся о всех тех, кто уже окончил время своего земного странствования. Путь земного путешествия каждого из нас так же близится к концу. У кого-то этот путь более продолжителен, к примеру, у людей молодых, у кого-то менее продолжителен, а именно у людей преклонного возраста, тем не менее, этот путь и у тех и у других не так уж и долог, как это может казаться. Каждый из нас рано или поздно должен придти к результату своего земного путешествия. Потому что логическое завершение любого путешествия - это тихая пристань после бурной качки на волнах житейского моря, возлюбленное отечество, родной дом, в котором ждет, а потом с радостью встречает любящий Отец Небесный.

Только вопрос состоит в том, какими мы предстанем пред Отцом и Богом? Будем ли мы достойны Отечества Небесного? Какие на нас будут одежды - брачные или нет? Украшена ли будет душа добродетелями или нет? Если спросить более обобщенно - подготовили ли мы свою душу к этому событию, к таинству смерти и вступлению в вечность?

Этот диалог с совестью, с Правдой представляется нам в виде своего рода экзамена. Чему мы научились в земной школе, в школе жизни? Научились ли мы жить вообще?

И благо человеку, если в его отчетности, в его дипломе, грубо говоря, будут стоять хорошие отметки по таким предметам, как предмет любви, предмет кротости, предмет воздержания, предмет страннолюбия, то есть гостеприимства, предмет незлобия и неосуждения, предмет молитвы и доверия Богу, и многие другие предметы или добродетели, подсказанные Божественным Откровением или собственной совестью. Каким же образом мы можем наиболее успешно проходить поприще своей земной жизни или достигнуть некоторых результатов в постижении умом и сердцем столь жизненно важных предметов?

Некоторые условия этого успеха мы с вами знаем - это стремление к личностному и искреннему Богообщению, это стремление к познанию истин, раскрытых Христом во Святом Евангелии, это стремление к преодолению греховных наклонно¬стей.

Однако, столь же немаловажным условием яв¬ляется и послушание Той, Кто научает нас истинам христианской веры, Кто задает нам ориен¬тир даже при совершении добрых дел, Кто дает нам возможность посредством святого крещения вступить во всеобъемлющий спасительный Корабль, Кормчий которого есть Сам Христос.

То есть, столь же немаловажным является послушание Святой Церкви.

Несоблюдение этого условия ведет к нарушению или неустойчивости других условий, о которых мы с вами говорили немного раньше. Молитва может стать уже не вполне искренней, а то и содержащей в себе ропот или недоверие Богу. Познание истин христианской веры может стать не вполне верным, несколько искаженным. Процесс преодоления в себе греховных наклонностей может ослабнуть, а некоторые грехи в сознании или в подсознании могут и вовсе стать добродете¬лями, такие грехи как, например, невежество и непослушание. То есть может произойти своего рода подме¬на духовных ценностей.

Ведь вполне очевидным является то, что уче¬ник вряд ли сможет достигнуть определенных результатов в познании каких-либо предметов, если он не будет повиноваться или прислушиваться к своим учителям. Поэтому, приходя в школу, ученик, конечно же, начинает дело своего познания не с критики директора школы и преподавательской корпорации, но, напротив, отдает свои познавательные способности и силы под присмотр учителей. Приводить подобного рода примеры можно было бы и дальше, однако, мы с вами уже можем видеть, что самочиние никогда и нигде не сможет найти себе оправдание, ни в каких институтах: ни в учебных, ни в социальных, ни тем более в духовных.

Поэтому, дорогие братья и сестры, находясь сегодня на борту Корабля, имя которого «Церковь», по логике всех вещей, мы с вами должны прислушиваться к голосу капитана, а не к тем пассажирам, которые чаще следуют своим хотениям или желаниям, не задумываясь или не разбира¬ясь в их целесообразности. Ведь рано или поздно эти самые пассажиры должны будут либо «смириться» с распоряжениями капитана, либо сойти с корабля. Сохраняя же верность порядку, дисциплине, установленным на корабле, прислушиваясь к голосу руководящих кораблем, к голосу самого капитана, мы наиболее удобно сможем приобрести необходимые качества человека путешествующего, качества самой души, это - и выдержка, и стойкость духа, терпение, любовь, милосердие, кротость, воздержание и многие другие добродетели. А это все то, что мы сможем предложить в качестве дара Тому Господину, к пристани Которого мы мало-помалу, но все-таки приближаемся. Ибо курс корабля, на котором мы с вами находимся, ориентирован к конечной цели человеческого бытия, к тихой гавани Царства Божия, где непременно ждет нас любящий и Бог и Отец. Аминь. 

Иерей Димитрий Нестеренко

Г. Шумерля, 2006 г.



Назад к списку