Храм святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова г. Шумерля Чувашской Республики - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

2010 год. Неделя 17-я по Пятидесятнице.

Неделя 17-я по Пятидесятнице.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня за богослужением мы с вами слышали очень важный евангельский текст. В нем повествуется о том, как однажды Господь Иисус Христос пришел в пределы Тирские и Сидонские, где приступила к Нему жена - хананеянка с просьбой помиловать и исцелить дочь ее.

Значимость этого события заключается в том, что это единственный зафиксированный случай, когда Христос оставляет пределы Палестины и намеренно идет в языческие страны. И событие это знаменует то, что евангельская весть выходит за пределы избранного израильского народа и предлагается языческому миру. Это событие предзнаменует распространение Евангелия по всему миру.

Возможно, Христос пришел в эту местность с целью уединиться, подготовить Себя и Своих учеников к предстоящим страданиям, что было не возможным в пределах Палестины ввиду Своей известности. Периодически Он искал уединения для спокойствия и для молитвы, ведь все время он посвящал народу, среди которого и проповедовал, и исцелял, и разрешал фарисейские споры, но главной целью Его пребывания среди народа было обращение их сердец к Богу. Народ следовал за Ним повсюду, и не всегда удавалось Ему найти место для уединения. Поэтому идет Он в языческую землю, куда никакой иудей не посмел бы вступить вместе с Ним. Но и здесь в чужой земле Он не избежал известности. За Ним всю дорогу следовала женщина, дочь которой жестоко страдала, она следовала за Ним, отчаянно прося о помощи. Сначала Христос, казалось, не обращал на нее никакого внимания. Ученики этим обстоятельством были очень смущены и просили Христа удовлетворить просьбу женщины. Однако делали они это, по всей видимости, не из сострадания и любви, а с целью, чтобы она, получив свое, оставила их в покое.

Господь не торопиться оказать помощь, преследуя благую цель – пробудить в женщине-язычнице веру, испытать эту веру и показать крепость ее веры следовавшим за Ним ученикам.

Он обращается к ней со словами: «Нехорошо отнять хлеб у детей и отдать псам». Казалось бы, какое оскорбление, иудеи с высокомерием говорили о "псах-язычниках", о "неверных псах". Но тон Христа, конечно, не был высокомерным, его слова были лишены оскорбительности и резкости, ведь можно назвать человека унизительным словом с улыбкой и тоном, которые лишают слова язвительности и наполняют их любовью. И вот эта женщина почувствовала не отвержение, а любовь и заботу Господа. Ведь это логично, для того чтобы снискать милость Бога, надо быть его чадом и следовать Его заветам, отвергнув языческий образ жития. А потому мудро и со смирением женщина ответила: «Так, Господи! Но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их». Такой ответ не мог не вызвать восхищения: «О, женщина! Велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час». Просимое было исполнено Богом, потому что женщина была исполнена кротости, твердой веры и любви к своей дочери.

Теперь важно соотнести жизнь этой женщины – язычницы с нашей жизнью, жизнью - христианина. Участь этой женщины, можно сказать, была плачевна, она восприняла серьезный удар, дочь ее жестоко страдала беснованием, но жизнь этим ее не сломила, она была жизнерадостна, глаза ее светились надеждой и она не находила повода для уныния, чем и снискала Божие благоволение.

Если же в нашей жизни что-то случается, всегда ли наши глаза горят надеждой? Увы, нет. Порой приходится слышать укоренившееся в сознании людей негодование: «Да за что же мне Бог послал такие испытания?», «Чем я согрешила перед Ним, что Он ко мне так немилостив?». И в глазах наших гаснет свет жизни, и мы становимся в тягость людям, потому что негодование наше очевидно для всех. И в ответ на утешение близких мы озлобляемся еще больше, и реальная наша проблема становится вдвое больше вследствие неправильного отношения к жизненным испытаниям.

А могли бы сказать иначе: «Да, Господи, есть за что претерпевать мне неприятности, ибо не перестаю оскорблять Твою благость грехами моими, вроде бы каюсь, но возвращаюсь к грехам своим, как пес, который лижет пилу и не замечает боли, ибо пьянеет от вкуса собственной крови. Но весте с тем, в Тебе моя надежда, я недостоин Твоей милости, но хотя б крохи Твоей благости даруй, чтобы немного утолить жажду к жизни и правде святой.

Или с Иовом Многострадальным могли бы сказать: «Дал Господь, Господь взял, все в Его руках, и самая жизнь моя». И это прекрасный повод не унывать, а радоваться жизни даже в горе, как радовались мученики, когда шли на казнь, ибо чаяли обрести в этой смерти Жизнь – Христа.

Пусть же будут для нас примером и сегодняшняя жена – хананеянка, и Иов Многострадальный и сонм мучеников и праведников, пусть будут они для нас маяком, вдохновляя на путь, который пролегает в здешней земной жизни, а за порогом смерти простирается в вечность. Аминь.

Иерей Димитрий Нестеренко

Г. Шумерля, 2010 г.


Назад к списку