2010 год. Неделя 4-я Великого Поста. (Мк. 40 зач.)
Неделя 4-я Великого Поста.
(Мк. 40 зач.)
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Сегодняшнее Евангельское зачало имеет следующее содержание. Однажды к Иисусу Христу подошел некоторый человек и сказал: «Учитель! Я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым. Всякий раз, когда нечистый дух одолевает сына моего, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет».
Перечислены здесь признаки, которые являются типичными для человека одержимого нечистым духом. Хотя и не стоит путать проявления беснования с заболеваниями, которые относятся к области психиатрии, например, эпилепсией.
Одержимость нечистым духом случается обычно с теми, чья душа бывает открытой для сил зла, кто живет беспечно и все средства для достижения земных удовольствий считает оправданными, в том числе ложь, коварство и даже убийство.
Однако бывает и так, что с человеком случается несчастие не по причине его открытости для восприятия зла, а по причине того, что Бог благоволил явить на нем Свою славу. И хотя Евангелие не говорит нам о причинах, послуживших одержимости отрока немым духом, мы можем придти к мнению, что не грех был причиной этого несчастия, поскольку отрок страдал одержимостью с детства. Видимо у Бога были, свои планы относительно этого человека. Как бы там ни было, Евангельские строки обращают наше внимание на другой значительный момент, на причины, по которым ученики не смогли изгнать из несчастного немого духа. Именно с этим вопросом подошел к Христу отец бесноватого отрока.
«О, род неверный! Доколе буду с вами? Доколе буду терпеть вас? – ответил Господь, - приведите его ко Мне». И привели его к Христу. Как скоро бесноватый увидел Его, дух сотряс его и он упал на землю и валялся, испуская пену. И спросил Иисус отца его: «Как давно это сделалось с ним?» Он сказал: «С детства. И многократно дух бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его. Но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам». Иисус сказал ему: «Если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему». И вот здесь отец отрока со слезами произнес слова, которые стали парадигмой христианской молитвы: «Верую, Господи! Помоги моему неверию».
Вроде бы я верую, говорю, что верую, хочу веровать. Но, видимо, порой, обманываю себя, потому что дела мои не свидетельствуют о вере моей, противоположны ей, вера моя не плодоносит, маловерный я, а потому – «помоги моему неверию», неверию верующего человека. Это парадокс духовной жизни человека, человека падшего, природа которого поражена грехом. Как щука, рак и лебедь раздирают человека неверие, вера и сомнение. Одна часть меня вроде бы верит, стремится к Богу, особенно когда речь идет о смысле жизни, но вот часть меня выражает сомнение, когда видит торжество зла в мире земном, а часть меня не верит, ибо предается страстям и порокам. И как собрать воедино свою волю, чувства и разум, ощутив гармонию в Богом зданной человеческой природе, то есть во мне?
Видимо об этом была молитва отца: «Верую, Господи, помоги моему неверию». Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему: «Дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него». И, вскрикнув и сильно сотрясши его, нечистый дух вышел; и он сделался, как мертвый, так что многие говорили: «Он умер». Но Иисус, взяв его за руку, поднял его, и он встал. Когда же вошел Иисус в дом, ученики спросили Его наедине: почему мы не могли изгнать духа злобы? Иисус сказал им: «Род этот изгоняется только молитвой и постом».
Молитва и пост – это труд, постоянный духовный труд над самим собой, над своей душой. Видимо, недостаточно иметь дар апостольства, дар слова, дар пророчества, даже недостаточно находится в пределах досягаемости Бога, ведь среди слушающих Христа были и те, которые потом распяли Его. Необходимо понуждать себя на духовный труд и молитву, чтобы возгревать и поддерживать в себе дар, данный Богом. Необходимо пребывать в духовном бодрствовании, быть на страже души своей, быть в состоянии боевой готовности отразить грех, леность, легкомыслие, своевременно обратиться к Богу за вразумлением и сохранить в себе дар. Вот тогда мы будем непобедимы.
Дай Бог всем нам, чтобы пост и молитва, которые мы сейчас несем в преддверии Пасхи по благословению Церкви, стали для нас плодотворным духовным деланием, укрепляющем силы нашей души, ограждающим нас от сил зла и сохраняющим в нас дар благодати Духа Святаго, данного в святом Крещении, дар соделовать свое спасение. Аминь.
Иерей Димитрий Нестеренко
г. Чебоксары, 2010 г.
Назад к списку