Храм святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова г. Шумерля Чувашской Республики - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

2010 год. Семья в системе православного мировоззрения.

Семья в системе православного мировоззрения.

Православное богословие содержит в себе чрезвычайно глубокое и возвышенное учение о браке, о единении двух людей в союзе любви. Православная мысль подразумевает единство двух людей не только в физическом, материальном и душевном измерении, православие говорит, прежде всего, о духовном единении двух людей, духовное единство, которое осуществляется в бесконечности Божественной жизни и которое становится возможным только в Таинстве брака.

Поэтому брак в Православии – это священный союз, который уподобляется союзу Христа и Церкви: «Мужья любите своих жен, пишет апостол Павел, - как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее…» Конечно, только человеку, который сызмальства впитывал в себя священные строки под силу понять их смысл не умом только, но и сердцем. Именно в Священном Писании человеку явлена мера любви Бога, а точней безмерность этой любви, ее жертвенность, ибо Он (Христос) взошел на крест, чтобы проложить человечеству дорогу к Небу. И вот та часть человечества, которая ответила на любовь Бога любовью к исполнению Его заповедей, представляет собой Церковь, о которой пишет апостол Павел в своем послании к Ефесянам.

Вот какой должна быть любовь мужа к жене – безмерной, жертвенной. Он должен костьми лечь, но сохранить свою семью в тепле и уюте, накормленной и одетой, никем не обиженной и не притесненной, в добром здравии и добром расположении духа. Он – камертон, который задает благочестивый тон своей семье, он – кормчий семейного корабля, он – настоятель домашней церкви. Именно таким мыслится глава семьи в православном сознании.

«Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем» (Еф. 5, 24). Церковь от основания своего старалась исполнить завет своего Спасителя любить не только ближних своих, но и врагов своих. Первые три века христианской эры она проливала кровь свою, но не отступала от заповедей Христовых, не предавала Его. В 20 веке Церковь Христову вновь попытались изничтожить, но узники, которые ныне прославлены в лике святых и представляют собой Церковь Небесную, в камерах смертников царапали на обрывках бумаги слова, в которых не только прощали своих распинателей, но молили Бога, чтобы их страдания и смерть послужили им для вразумления и исправления. Не находим мы в их словах ни обвинений, ни проклятий, ни жажды мести. Бережно хранила Церковь на протяжении всей своей истории Священное Писание и Священное Предание, из поколения в поколение предлагая Его все новым и новым чадам. Вот мера повиновения жены своему мужу, бережно хранить и исполнять его заветы и наставления, боясь огорчить его самовольным, необдуманным поступком и преслушанием. С любовью воспитывать в традициях семьи детей своих, быть охранительницей семейного очага.

Замечательным является здесь то, что именно в такой системе внутрисемейных взаимоотношений супруги могут в полной мере реализовать свой природный потенциал, женщина – женственность, а мужчина – мужское начало; а реализация своих изначальных задатков, вложенных в саму природу (и физическую и психическую и духовную природу) не может не приносить человеку ощущение удовлетворенности жизнью, в данном случае, семейной жизнью.

Опыт психологического консультирования показал, что в случаях, когда женщина занимает лидирующее положение не только в обществе, но и в семье, она глубоко в душе своей остается несчастной. Часто эта боль и неудовлетворенность выходят на поверхность человеческих взаимоотношений и создают межличностные конфликтные ситуации. За неимением опоры, которой требует ее женская душевная природа, она становится опорой для самой себя. А что значит опереться на саму себя? Значит неустойчиво идти по жизни и ощущать неудовлетворенность жизнью.

Помнится радиопередача прошлого года, посвященная проблемам супружеских взаимоотношений, в конце которой произвели в прямом эфире опрос мужчин: «В качестве кого они хотели бы видеть своих жен?». Около 90% мужчин пожелали видеть своих жен дома, чтобы, приходя домой с работы, было кому их встретить и, сев за накрытый стол, повести приятную беседу. Конечно, когда женщина проводит значительную часть времени дома, она имеет возможность поддерживать в нем порядок и больше общаться со своими детьми. Мы опять неизбежно апеллируем к опыту психологического консультирования, который свидетельствует о том, что современный темп жизни свел к минимуму общение родителей и детей и спектр вопросов, который едва удается обсудить, очень узкий и имеет чисто бытовой характер: «Поел ли?» и «Сделал ли уроки?». А отцы, порой, даже 15 минут в день не могут уделить своим детям. Это данные опросов и анкетирования. Такой дефицит общения и отсутствие душевного контакта негативно сказывается на эмоциональном развитии детей и способствует формированию взаимонепонимания между детьми и родителями. Поэтому, когда женщина дома, в нем больше тепла, уюта и взаимопонимания. С этим, думаю, нельзя не согласиться. Но, как вы думаете, чем закончилась эта радиопередача? Ведущей программу была женщина и, судя по голосу, с боевым характером, опрос мужчин она заключила фразой: «Ну вот, опять возвращаемся к средневековому домострою». Вот так с легкой руки можно перечеркнуть положительный результат творческой работы, но для нас, конечно, имеет значение не заключительная фраза ведущей, а сама содержательность программы.

Имеется еще одна библейская фраза, к которой в советское время относились с издевкой, это фраза, в которой говорится о том, что жена была создана из ребра Адама. Если иронию отставить в сторону и заглянуть в этимологию слова, то мы сможем обнаружить глубокий смысл этой фразы. Дело в том, что древнееврейское слово, которым обозначается ребро в указанном библейском тексте, имеет значение «грань». Когда мы смотрим на граненый стакан, мы можем сказать, что вот эта грань у него гладкая, а вот это ребро стакана шершавое, то есть в данном случае грань и ребро будут синонимами. Поэтому, когда в Библии говорится, что Бог из ребра человека создал жену, имеется в виду, что Бог от полноты человеческой природы взял некую его грань, чтобы сотворить ему подобного. Потому что только с подобным себе можно вести диалог, а в диалоге обнаруживать свое собственное бытие. В этом диалоге двое соприкасаются своими гранями рациональными и эмоциональными, образуя гармонию, завершенность и полноту человеческой природы. Отсюда восприятие в философии пола человека как его половинчатости, где пол мужской и пол женский образуют собой единого целостного человека. Причем настолько тесно это единство, что боль одного из супругов, ощутима другим, на каком бы далеком расстоянии он ни находился. И вот к такому единству призывает Православная Церковь супругов в Таинстве брака, говоря: «Что Бог сочетал, человек того да не разлучает».

Говоря о семье в рамках Всероссийского дня семьи, любви и верности, нельзя не сказать о детях, ведь дети являются неотъемлемой частью семьи. Не рожденные дети - это для России проблема номер один.

Когда у протодиакона Андрея Кураева, одного из самых крупных миссионеров нашего времени, спрашивают: «Что вы можете сказать о будущем России?» Он отвечает: «Будущее у России ясное, короткое и печальное. России осталось не более 50-ти лет. При рождаемости 1,2 ребенка на семью прогноз очевиден: у четырех бабушек и дедушек будет один внук. Страна тихо умирает под громкие звуки рекламных пауз. Только одному ребенку из четырех зачатых разрешают сегодня родиться. Однако народ, который ради комфорта убивает своих детей и отказывается от своих стариков, не выживет. Страна, в которой девочки не хотят рожать, а мальчики служить в армии, обречена».

Это демографическое освящение данной проблемы. А есть еще этически-философский подход к проблеме: отношение к жизни как к наивысшей ценности. Кроме того, в зачатии, развитии и рождении жизни имеется сакраментальная составляющая, никто не сможет объяснить с чисто научной позиции, Что или Кто дает импульс клеткам двигаться друг к другу, делиться, развиваться и образовывать собой уникальную и неповторимую личность.

Исторический аргумент тоже говорит против абортов. До второй половины XX века законодательства всех стран прописывали аборт как убийство. Почему же в наше время это злодеяние узаконили и статью об убийстве сменили записью в истории болезни, назвав его безобидной операцией. Неужели у безрелигиозных людей понятие добра относительное, и то, что сегодня является злом, завтра можно назвать добром? Такая моральная неустойчивость в итоге разрушает человеческую жизнь.

С медицинской точки зрения жизнь человека начинается не с момента рождения, а с момента зачатия.

В Московском государственном университете им. М. В. Ломоносова имеется заключение подписанное заведующим кафедрой эмбриологии, профессором, доктором биологических наук В. А. Голиченковым и профессором кафедры эмбриологии, доктором биологических наук Д. В. Поповым, которое гласит: «С точки зрения современной биологии (генетики и эмбриологии) жизнь человека как биологического индивидуума начинается с момента слияния ядер мужской и женской половых клеток и образования единого ядра, содержащего неповторимый генетический материал.

На всем протяжении внутриутробного развития новый человеческий организм не может считаться частью тела матери. Поэтому очевидно, что аборт на любом сроке беременности является намеренным прекращением жизни человека как биологического индивидуума».

Есть одно замечательное стихотворение:

Остановись!

Пусть он увидит солнце,

Услышит шум весеннего дождя,

И будет в час счастливейшей бессонницы

Смотреть на звезды, глаз не отводя.

Тебе легко не дать ему родиться,

Тебя не станут за руку держать,

А он не может даже защититься,

Не может крикнуть, встать и убежать.

Быть может, он, никто другой, а этот,

Чья жизнь теперь на ниточке висит,

Окажется ученым иль поэтом,

И целый мир о нем заговорит.

Самое удивительное в этом стихотворении, это жизненная правдивость. Вспоминается беседа протоиерея Димитрия Смирнова с акушерами и гинекологами в одной из больниц города Москвы. Обращаясь к аудитории человек в 30-40, он говорит: «Уважаемые, к вам привезли беременную женщину, больную сифилисом, двое детей у нее родилось мертвыми, двое инвалидами – глухими. Что вы будете делать с ее пятой беременностью?» Все врачи подняли руки с ответом: «Прерывать беременность». «Так вот, дорогие мои, - продолжает протоиерей Димитрий Смирнов, - если бы вы жили эпохой раньше, вы бы нас лишили такого гения как Бетховен, потому что история болезни выше указанной женщины, это история болезни его матери, и он действительно к концу жизни потерял слух, но именно уже в болезненном состоянии он написал наилучшие произведения, которые стали мировыми шедеврами». Как в том стихотворении: «И целый мир о нем заговорил».

Так вправе ли мы с точки зрения не просто этической, а с точки зрения человечности прерывать жизнь в утробе матери? Ответ на этот вопрос должен найти каждый из нас в своем сердце и в своем разуме.

Сохраним жизнь, обретем счастье!

С Всероссийским днем семьи, любви и верности, уважаемые шумерлинцы!

Священник Димитрий Нестеренко


Назад к списку