Храм святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова г. Шумерля Чувашской Республики -
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Задать вопрос

  
11 Январь 2012

Маргарита спрашивает:
В чем смысл "воскурения ладана в кадиле", которое принято практически во всех христианских церквях?

свящ. Димитрий отвечает:
Прежде всего, воскурение фимиама – это древняя форма гостеприимства, наряду с возлиянием благовонных мастей на главу и умыванием рук и ног путников. Тогда ведь не так была развита парфюмерия как сегодня.
Поэтому когда священник вначале богослужения совершает каждение в храме (а храм – это место встречи человека с Богом), это означает, что мы встречаем Бога и воздаем ему честь. Когда священник, совершив каждение икон в храме, обращается к прихожанам с каждением, то это означает практически тоже самое, воздается честь и приветствуется в человеке образ (греч. икона) и подобие Бога. Это глубокая богословская мысль, всматриваясь в человека, мы должны видеть в нем отблеск божества (сравни: светские психологи говорят о необходимости замечать в человеке только лучшие черты). Это христианский способ мышления, только так мы можем избежать осуждения человека.
И еще один красивый образ в совершении каждения – это образ молитвы. Наша молитва должна быть такой же благоприятной, как и кадило, благоухающей смирением перед волей Божией и столь же легко должна возноситься на небо к престолу Божию, как и дым кадильного фимиама.

10 Январь 2012

Светлана спрашивает:
В "Отечнике", составленным святителем Игнатием (Брянчаниновым)сказано: "Бог отвращается от иноков, живущих в миру с родителями и сродниками". Но многие иноки живут вне монастырей в своих квартирах в миру. Как к этому относится современная Православная Церковь?

свящ. Димитрий отвечает:
Святитель Игнатий Брянчанинов писал эти строки в свое время, это его эпоха. Мы с вами живем в постсоветское время, и многие монахи оказались «в миру» вследствие гонений советского периода, когда храмы и монастыри закрывались и разрушались.
Казалось бы, уже 20 лет Церковь живет легально в России, но люди видимо никак не могут войти в прежнюю колею. Одно дело монаха вынудили обстоятельства покинуть монастырь, другое дело, когда человека стригут в монахи в мирное время, и он не прикрепляется ни к какому монастырю. Поэтому еще Патриарх Алексий говорил о том, что не следует признавать монахов, которые посвящаются в этот чин без ведома правящего архиерея. Оттого ведь он и называется монахом, что живет один (греч. монос – один). Строго говоря, монах «в миру» – не монах, принцип «монос» нарушен, он уже не один, он среди людей. Хотя нельзя отрицать и «высшую математику», когда монах или мирянин, живя «в миру» среди людей может быть одинок. Не в смысле всеми брошен, а в смысле чужд всему мирскому и суетному, он сохраняет внутреннюю молитвенную тишину, он всегда наедине с Богом. Поэтому не будем торопиться с выводами, кто есть кто. Мы должны помнить принцип «высшей математики», который касается всех христиан, замечать грехи только за собой. В душу ведь каждому не заглянешь, чтобы сказать, кто он, да и не имеем такого права. Мы должны лишь стремиться нести людям мир и добро.

10 Январь 2012

stalker спрашивает:
Как Православная церковь относится к учению Дарвина о происхождении человека?

свящ. Димитрий отвечает:
Православная Церковь относится к учению Дарвина также как и любой другой общественный или научный институт, как к научной гипотезе (не научному факту). Тем более что теория эволюции, как теория постепенного и последовательного развития мира, полностью соответствует библейскому повествованию.

Например, мы читаем в Библии: «И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя... И стало так. И произвела земля зелень…». Не написано ведь: «И сказал Бог: да произойдет зелень, трава…» и т. д. Написано: «…да произрастит земля зелень…» То есть мы с вами наблюдаем некий диалог между Богом и материей. Бог сообщает материи некий импульс, творческие силы производить различные виды растений и она отвечает, производит растительность. Бог задает материи некий алгоритм, по которому мир постепенно развивается (законы природы).

Когда мы с вами доходим до слов: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни» возникает вопрос: а кем был человек до того как Бог вдунул в лице его дыхание жизни? То есть, без этого Божественного дыхания он был не полноценным человеком? Он был чем-то средним между животным и человеком? Или он был подобен животному? Именно такое мнение мы встречаем у ряда святых отцов Церкви.

Например, Святитель Феофан Затворник (XIX век) пишет: «Это тело - что это было? Оно было животное в образе человека, с душою животною, а потом Бог вдунул в него дух Свой – дух Божий, предназначенный Бога знать, Бога чтить, Бога искать. Сей дух, соединяясь с душой животного, поднял ее над душой животных на целую стадию, и видим в человеке, что до известной степени у него все идет как у животных, до смышлености». То есть, сначала было создано человекообразное существо и затем наделено разумом.

Затем в Библии мы узнаем, что Господь насадил рай (сад) в Эдеме на востоке уже после того, как сотворил человека. В этом саду Господь помещает созданного человека. Получается, что процесс созидания человека происходил вне Эдема. Эдем, и мир вне Эдема, живут по разным законам. Нам известны только законы мира, в котором живем мы.

Еще один важный аспект, мы с вами переживаем стадию существования мира, когда эволюционные процессы в природе уже давно не наблюдаются. Возможно процесс эволюции себя исчерпал после того как человек уже был сформирован и дыханием Божиим произведен в ранг разумных существ.

Об этом мы и читаем в Библии: «И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих»

Этим седьмым днем Божьего покоя мы и живем, восьмой же день наступит, когда мы войдем в вечное Царство Бога.

Это разительное совпадение библейского повествования с научными гипотезами становится еще более удивительным, когда мы берем во внимание то, что библейский рассказ передает нам не научную картину мира, а религиозную. Галилей в свое время скажет, что Библия – это Книга не о том, как устроено небо, а Книга о том, как взойти на небо. Таким образом, это два разных подхода к пониманию возникновения мира (технический и смысловой), это даже разные ответы на разные вопросы. Поэтому наука и религия, скажет М. В. Ломоносов, не могут противоречить друг другу, они взаимодополняют друг друга, делая картину мироздания полной.

Единственной фантастической и неприемлемой гипотезой является положение о том, что мир произошел сам собой, не по инициативе Разумного Первоначала, а в силу случая – слепого рока. Более глупой теории не услышишь во всю жизнь свою.

Неприятие же некоторыми православными теории эволюции объясняется влиянием протестантизма (кальвинизма в частности), который не приемлет идею диалога между материей и Богом, между Богом и человеком. Они исповедуют идею предопределенности, человек раз и навсегда предопределен либо к спасению, либо к погибели. В рамках такой доктрины невозможным становится развитие библейской мысли о том, что Бог повелевает материи нечто, и она реагирует - отвечает. Основное же положение православного богословия выражается греческим термином «синергия» - соработничество Бога и человека в деле спасения мира.

09 Январь 2012

Раиса спрашивает:
иерей Андрей Приставкин предлагает молитву перед началом работы в интернете.

Господи Боже наш, Творче неба и земли, создавый
человека и даровавый ему ведение сокровенной премудрости во еже
прославляти Имя Твое. Горе и долу Ты еси, Твоя есть ночь И Твой есть
день, не утаится пред Тобою даже мимолетное движение мысли. И ныне молю
Тя - от всякого греха сохрани мя, приступающего к работе с хитроумным
творением рук человеческих, проникающим во вся концы земли. Огради очи
мои и ум от всяких нечистых и блудных образов, от пустых негодных
словес. Укрепи волю, сердце очисти, не даждь ми вотще расточати время
жизни моея, и от всякого расслабления и уныния избави. Да будут дела
наша во славу Твою. Аминь.Как к ней отнестись?Спасибо.

свящ. Димитрий отвечает:
В целом хорошая идея – испросить Божие благословение перед началом работы. И молитва содержательная. Она напоминает о том, что нельзя безвозвратно уходить в виртуальный мир и без разбора пересматривать всю информацию подряд. Прося Бога избавить от праздности в интернете, мы к этой просьбе должны прилагать и усилие собственной воли. Вот тогда и молитва будет действенной. «На Бога надейся, а сам не плошай»

Единственная фраза меня смущает: «приступающего к работе с хитроумным творением рук человеческих». В общем, и не хитроумная вещь, скажем топор, может послужить целям зла. Дело ведь не в хитроумности, тем более что я расцениваю интернет как результат великого потенциала вложенного Богом в человеческий разум, а дело в способности человека сохранять трезвомыслие и осторожность, чтобы это благо не обратить против себя гибелью. Я бы прямо сказал в молитве: «приступающего к работе в сети интернет», а не «приступающего к работе с хитроумным творением рук человеческих».

09 Январь 2012

Иван спрашивает:
Что означают слова, сказанные Господом: Если глаз, рука или нога соблазняет тебя, вырви их и брось от себя (ср. Мф. 5, 29-30; Мк. 9, 43,45)?

свящ. Димитрий отвечает:
Слова эти нужно воспринимать не в буквальном, а в переносном смысле. Это очень яркий образ болезненного искоренения грехов. Причем этот процесс настолько болезнен, как если бы ты вырвал глаз, через который грех входит в душу, или отсек руку, которая тянется к совершению скверного поступка. Вместе с тем это необходимое хирургическое вмешательство по вырезанию опухоли греха, так как она быстро распространяется по всему организму и приводит к духовной смерти, не позволяя наследовать жизнь вечную.

09 Январь 2012

Фотиния спрашивает:
Моя мама говорит, что после ежедневной вечерней молитвы нельзя пить и кушать, а если попил или поел, то необходимо прочитать 10 раз молитву "Богородице, дево, радуйся...". Так ли это и в чём смысл? Спасибо.

свящ. Димитрий отвечает:
Не совсем так. Здесь неуместны слова «нельзя» и «необходимо». Надо говорить о целесообразности. Вечерние молитвы потому и называются вечерними, что они предназначены для чтения вечером перед сном, а если же вы хотите есть и пить, то здесь целесообразно прочитать молитву перед едой. Поэтому, конечно, нелогично, прочитав вечерние молитвы, садиться за стол трапезничать, они (вечерние молитвы) в этом случае теряют свое значение.

Странно здесь звучит требование читать определенную молитву 10 раз в случае, если ты нарушил вышеописанную целесообразность. Возможно, когда-то это были покаянные молитвы в том, что ты слаб духом, не можешь обуздывать себя, не способен дисциплинировать себя и т. д. Но это самостоятельная работа человека над самим собой, а не требование неосмысленно выполнить какие-то действия.

Хорошо, что вы задаете себе вопросы такого порядка, потому что христианин призван к разумной вере и осмысленным поступкам.

08 Январь 2012

Алексей спрашивает:
Христос обновил падшее человеческое естество, почему же оно остается греховным?

свящ. Димитрий отвечает:
Христос обновил падшее человеческое естество в Самом Себе, с этой преображенной человеческой плотью Он и был вознесен по воскресении "превыше небес". Он – "первенец из мертвых". Для нас это является залогом восприятия человеческого естества в новом качестве при Его втором славном пришествии. В это время человечеству будет даровано новое небо и новая земля. Таким образом, обновится не только человеческое естество, но и все творение. Это будет новый мир. Пока мы к этому только готовимся и начало этому положено Христом Богом нашим.

27 Декабрь 2011

ИРИНА спрашивает:
О. ДМИТРИЙ, КАК ОТМЕТИТЬ НОВЫЙ ГОД ПРАВОСЛАВНОМУ ПРИХОЖАНИНУ?

свящ. Димитрий отвечает:
Мы должны препроводить светские праздники так, чтобы потом, став перед иконой, нам не стыдно было к Богу обратить слова молитвы.

Новый год выпал в этот раз с субботы на воскресение, когда многие из верующих, учитывая течение Рождественского поста, готовятся к исповеди и принятию Святых Христовых Таин. Поэтому от празднования Нового года ночью стоило бы вовсе воздержаться. Встретив же Новый год приобщением Божественных Даров, Вы, как и подобает православному христианину, будете иметь Божие благословение на весь предстоящий год. Я бы не сказал, что Новый год – это только светский праздник, религиозный человек осмысливает его религиозно, подводя итоги своей духовной жизни, намечая добрые дела на будущий год, и, радуясь, что еще на один год он стал ближе к вечности. После литургии дома можно накрыть праздничный стол, памятуя о времени поста и чувстве меры.

Когда Новый год выпадает в будничные дни, можно посмотреть в 12 часов ночи поздравление президента Российской Федерации. Можно приготовить такие традиционные блюда как «сельдь под шубой» или «мимозу», положить на стол фрукты, орехи, черный шоколад, налить 50 грамм красного натурального вина (для организма полезно). Главное, чтобы вкушение пищи не отдаляло нас от Бога. В основе праздника должен лежать религиозный смысл и тогда вы его проведете с пользой для души.

25 Декабрь 2011

Валера спрашивает:
Правда, говорят, что в Вашем храме работают очень злые и грубые люди?Даже в воскресной школе, которые имеют высшее педагогическое образование, но не любят детей, такие педагоги профессионально непригодны!И многие люди от Вас ушли, потомучто Ваш храм что-то вроде секты, все склонно к насилию. Заранее спасибо за ответ.

свящ. Димитрий отвечает:
Преподобный Макарий Оптинский скажет: «Чистотою мыслей наших мы можем всех видеть святыми и добрыми. Когда же видим их дурными, то это происходит от нашего устроения». Поэтому если кто-то и говорит, что в нашем храме есть злые люди, то лишь потому, что их внутреннее устроение недоброе. Есть люди по жизни скандальные, с неспокойной душой, они всегда и обо всех будут говорить плохо. Таких людей я замечал еще будучи в храме преподобного Серафима Саровского, именно они, несколько человек, и ушли, а не многие, как пишите Вы. У нас же Приход, напротив, постепенно приумножается.

Иногда человек душевное к нему отношение воспринимает за слабость. Это тоже бывает причиной охлаждения отношений. В истории есть один интересный эпизод. В эпоху Римской Империи в 66 году I столетия иудеи подняли восстание, вылившееся в 4-х летнюю войну. Когда римские воины уже осадили Иерусалим, военачальник обратился к восставшим со словами увещания. Пытаясь в своей речи объяснить мотивы, по которым иудеи подняли восстание, он произнес слова, которые мне врезались в память не только по причине их красноречивости, но и потому что они до боли правдивы: «Вы наше человеколюбие восприняли за слабость и в ласкающую вас руку пустили яд». Прочитав эти слова, я вдруг понял, почему некоторые люди, с которыми ты обходился по-доброму, приоткрывая тайники своей души, неожиданно туда плевали и уходили. Этот парадокс, казалось бы, добрых человеческих взаимоотношений, лишний раз показывает испорченность человеческой природы грехом. Поэтому и многие отцы Церкви рекомендовали не спешить открывать свою душу каждому встречному. Везде необходимо проявлять рассудительность и осторожность.

Пришел ко мне однажды неизвестный ранее мне человек и рассказал следующую историю. Услышал он от кого-то, что при городской больнице открылась секта, и что возглавляет ее некий о. Димитрий. Решил он разобраться, что же там за секта. В интернете нашел сведения на сайте Чебоксарско-Чувашской епархии, о том, что иерей Димитрий Нестеренко является председателем первого по значению епархиального отдела религиозного образования, ознакомился с моей биографией и родом деятельности. Затем он сообщил тем, от кого слышал нелепые слухи, что человек, занимающий, по благословению Владыки, такой высокий пост и курирующий религиозное образование во всех Приходах Чувашской Республики не может быть сектантом. В ответ они ему ничего не смогли возразить. Я выслушал, надо сказать, не без удовлетворения этот рассказ о мудром поступке пришедшего ко мне человека, мы с ним поговорили и с тех пор он является нашим прихожанином и другом. Так что если бы Вас по-настоящему интересовал вопрос, который Вы задали, Вы бы пришли ко мне и поговорили, вследствие чего тоже может быть стали другом.

Что касается наших педагогов воскресной школы, то, кроме того, что одна из них является руководителем детского сада, а другая - методистом этого же детского сада (это их основная профессиональная работа, с которой они прекрасно справляются), они еще являются милейшими и добрейшими людьми, да такими, что мне иногда хочется им посоветовать быть немножечко строже, так, ради порядка и дисциплины.

Я же веду богословские курсы, которые посещают все желающие. Весьма условное название, так как мы кроме прочтения и слушания лекций, общаемся за чашкой чая, вместе смотрим интересные познавательные фильмы, вместе изучаем Священное Писание, обсуждаем волнующие людей вопросы. Эта моя работа, а точней служение, не оплачивается. Я мог бы, отслужив службу, ехать домой ни о чем не беспокоясь, тем более, что у меня многодетная семья и мои малолетние дети нуждаются в отце, но я иду к людям, потому что они пришли ко мне. По их словам, в других храмах им не уделялось столько внимания, а порой священника и вовсе было не застать.

На фоне всего вышесказанного, Ваш вопрос звучит, мягко говоря – дико, как бы с другой планеты, скорей всего – это компромат, но я все же решил на него ответить, имея в виду Вашу вежливость, а заодно и другим показать нелепость и несостоятельность подобных слухов.

Впрочем, мы решили открыть форум, чтобы прихожане, которых Вы назвали злыми, в таких случаях могли сами рассказать, что они нашли, придя в наш храм, почему остались в нем и почему им интересна жизнь нашего Прихода.

Преподобный Моисей Оптинский писал: «Воображай себе истину сию всегда, что сеет человек в здешнем веке, то самое и пожнет в будущем стократно. И на этой истине проверяй самого себя каждодневно: что ты посеял на счет будущего века – пшеницу или терние?» Поэтому будем сеять добрые семена, а не семена нелепых слухов, клеветы и злобы.

25 Декабрь 2011

Татьяна спрашивает:
Батюшка,скажите,а что нам даёт освящение дома и всякой вещи.Спасибо.

свящ. Димитрий отвечает:
Для человека, не живущего религиозной жизнью, то есть, который не общается с Богом в молитве и не стремиться реализовать в своей жизни евангельские заповеди, освящение дома и всякой вещи не имеет никакого значения, потому что святыня это не амулет и освящение не заклинание.

Для человека религиозного освящение дома имеет большое значение. Он испрашивает у Бога благословение на благочестивую жизнь в доме, где проводит значительную часть времени, подготавливая себя к вечности. Освящает вещи, сообщая им духовное начало, чтобы они служили не греховным целям, а целям спасения человеческой души.