Храм святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова г. Шумерля Чувашской Республики -
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Задать вопрос

  
17 Январь 2012

Анатолий спрашивает:
Утреннее правило. Молитва 8: "Ты бо еси Бог мой от чрева матере моея ..." Как понимать эти слова. Спасибо.

свящ. Димитрий отвечает:
Эти слова надо понимать так, что Бог имеет о нас Свое промышление с момента нашего зачатия и даже ранее. Ведь Его волей держится весь мир и все живое. Бог дает человеку возможность родиться здесь на земле с тем, чтобы он затем смог родиться в жизнь вечную, совершенную и этому Божьему замыслу о нас мы должны соответствовать. Поэтому словами этой утренней молитвы я напоминаю себе, что Бог имеет попечение обо мне со времени моего внутриутробного развития, а потому: «Боже и сейчас помоги мне преодолеть грех, живущий во мне».

16 Январь 2012

Маргарита спрашивает:
Можно ли считать книгу "Флавиана" псевдоправославной литературой?

свящ. Димитрий отвечает:
Я прочитал первые две части этой книги и не сказал бы, что она псевдоправославная. Она не вполне удачная с литературно-художественной точки зрения, но в ней описывается вполне обыденная жизнь разных людей на приходе под духовным руководством священника.

Кстати, обратите внимание, в третьей части книги стоит гриф: «Одобрено Издательским советом Русской Православной Церкви», поэтому она в принципе не может быть псевдоправославной. Но я ее не стал читать, потому что есть книги более удачные, на которые не жалко потратить время.

16 Январь 2012

клевер21 спрашивает:
Можно ли покупать свечи, крестики, книги и т.д на рынке или в других местах?

свящ. Димитрий отвечает:
Конечно, не существует запрета на приобретение церковной утвари на рынке, но какой в этом смысл? Ведь денежные средства от продажи церковной утвари в храме идут на содержание храма: на текущие ремонты здания храма, в нашем случае на строительство храма, на благотворительность (скажем, на подарки детям воскресной школы и детям интерната) и другие цели. Покупая же церковную утварь на рынке, вы обеспечиваете пропитанием частное лицо. Скажите, что станет с рестораном, если все, приходящие туда, будут еду приносить с собой? Ресторан придется закрыть. Если же мы по той же причине закроем храм, за невозможностью содержать его, то люди лишаются возможности детей водить в воскресную школу, посещать богословские школы, благотворительность угаснет полностью и т. д. О последствиях можно говорит долго. Вместе с тем бедные храмы не в состоянии закупать дорогостоящую церковную утварь и во всем ее многообразии, поэтому если человек покупает в магазине большой золотой крест или изысканную дорогостоящую икону в подарок, в храме ему не откажут в освящении этих предметов религиозного назначения.

16 Январь 2012

Ирина спрашивает:
Добрый день, о. Дмитрий. Как молиться за некрещенного ребенка (ему 2 года). Ее отец против крещения в младенчестве, мотивируя свободой выбора религии в зрелом возрасте. Сам он крещен в младенчестве и считает, что его лишили самостоятельно принять выбор.

свящ. Димитрий отвечает:
За некрещенных не стоит подавать записку в алтарь для поминовения на проскомидии, но мы молимся за некрещеных в частной молитве. Частная молитва это молитва, которой вы молитесь внутри себя не только дома, но и в храме. При этом не воспрещается ставить свечку, поскольку свеча – это образ вашей пламенной и смиреной молитвы.

А отец ребенка глубоко ошибается, что его лишили права выбора, просто его не смогли правильно воспитать в христианстве. А сейчас разве он не сделал выбор, отрекшись от своего Творца? Вместе с тем он лишает мать ребенка права молиться за свое чадо в храме соборной молитвой, приобщая его Святых Даров и полноценно воспитывая в христианстве, для того, чтобы ребенок, когда станет взрослым, смог сделать адекватный выбор, зная религиозную жизнь и жизнь светскую. А сейчас отец лишает такого полноценного права выбора и мать и ребенка.

14 Январь 2012

Елена спрашивает:
Борода для монаха и священника является ли обязательным атрибутом или нет, и если да, то что это означает? Многие священники сейчас без бороды.Тем не менее, преподобный Лаврентий Черниговский, чуждый бессмысленной обрядности, говорил, что архиереи, священники, монахи и диаконы ни в коем случае не должны стричь волосы и брить бороду.

свящ. Димитрий отвечает:
Я бы не сказал, что многие священники сейчас остригают бороды. Лишь у немногих она отсутствует по причине того, что не растет.

Смысл же нестриженых волос заключается в посвящении себя Богу и предание себя в Его святую волю, без которой ни единый волос с головы человека не падает. Образная, конечно, фраза, но очень яркая.

О Самсоне было сказано матери его: «ибо вот, ты зачнешь и родишь сына, и бритва не коснется головы его, потому что от самого чрева младенец сей будет назорей Божий, и он начнет спасать Израиля от руки Филистимлян» (Суд.13,5).

Таким образом, традиция не стричь волосы при посвящении себя Богу берет свое начало в священной ветхозаветной истории.

Если монах или священник остригал свои волосы и бороду, то это означало осознанный акт ухода в мир, связанный с совлечением с себя возложенных обязанностей служить Богу и людям, которым он себя посвятил. Отныне он мирянин, но не обязательно отступник, просто не смог понести возложенной на себя тяжелой ноши.

14 Январь 2012

Валентина спрашивает:
Отец Дмитрий, скажите, пожалуйста, когда и почему берется термин "православные". Спасибо.

свящ. Димитрий отвечает:
Есть конфессиональное использование термина «Православие», когда мы говорим об истории Православия, скажем, в России или в Греции, когда мы хотим сказать об особенности православного христианства, не имевшего таких проблем в истории как католическое христианство, приведшее впоследствии к протестантизму – новому христианскому течению. Если мы хотим сказать о влиянии христианства на науку, культуру и т. д., то мы должны учитывать не только православное христианство, но и его западный вариант (католический), ведь в западных странах христианство тоже оказывало влияние на все стороны человеческой жизнедеятельности. Вместе с тем такая позиция не обязывает нас соглашаться с католическими догматами, в которых имеются принципиальные отличия от православного вероучения, и с католической практикой духовной жизни. То есть христианство – это более широкое понятие, в конфессиональном смысле, включающее православие, католичество и протестантизм – те религиозные течения, которые исповедуют Христа Богом. При этом Православная Церковь, по нашему убеждению вполне обоснованному, адекватно представляет, исповедует и распространяет евангельскую весть о пришествии в мир Мессии – Спасителя.

Есть морально-нравственное использование понятия «православный», когда каждый из нас постоянно задает себе вопрос: а я православный или практика моей духовной жизни псевдоправославная?

14 Январь 2012

Алла спрашивает:
о. Димитрий, ответьте, пожалуйста, на такой вопрос.
Бог - есть любовь. Но при чтении Св. Писания встречается такое выражение, как "гнев Божий". Как же так, ведь Богу не присущи человеческие страсти: гнев, обида и т. д.
Заранее Вам благодарна.

свящ. Димитрий отвечает:
Пророки Библии, описывавшие свои видения Бога и передававшие избранному народу Его весть и делавшие это, порой, слишком реалистично-материальным образом, вполне осознавали всю несостоятельность человеческих языковых средств. Но это один из способов выразить невыразимое. Вместе с тем такая материализация духовного мира, избегающая абстрактных понятий, подчеркивает реальность бытия Божия. В православном богословии нет абстрактного понятия Бога, как в некоторых языческих религиозно-философских системах, ибо такое отстраненное понятие о Боге ровным счетом ничего не дает, кроме интеллектуального удовлетворения. Бог выступает в Библии как Личность, с Которым человеку можно вступить в личностный контакт, результатом чего становятся Отцовско-сыновние доверительные взаимоотношения.

Однако наряду с антропоморфизмами (уподобление Бога человеку) и антропопатизмами (перенесение на Бога чувств, присущих человеку) в Библии имеются высказывания, подчеркивающие абсолютную трансцендентность (запредельность) и непостижимость природы Бога, особенно в местах, где пророки полемизируют с идолопоклонством соседних языческих царств.

В целом в Библии мы видим, что Бог опускается до уровня человеческого восприятия, чтобы быть понятым, достигая предельности в Новом Завете в акте Боговоплощения, что показывает меру любви Бога к человеку и не входит в противоречие с праведным «гневом» Божиим.

13 Январь 2012

Анатолий спрашивает:
В чем заключается спасение?

свящ. Димитрий отвечает:
Если ответить кратко, прибегнув к догматической формулировке, то ответ будет звучать следующим образом: спасение человека заключается в избавлении его от греха, проклятия и смерти.

Для того чтобы получить максимально развернутый ответ, нужно прочесть Библию, прибегнув к руководству для ее изучения и святоотеческим толкованиям.

Однажды, человек, отказавшись от исполнения Заповедей Господних и тем самым отрекшись от Бога, вкусил всю горечь жизни без Бога, Который есть Жизнь по преимуществу. Однако по инерции стал совершать ошибку за ошибкой, пытаясь скрыться от Бога и переложить свою вину на другого. С грехопадением первый человек воспринял смерть, о чем и был предупрежден. Это не просто наказание, это закономерность, ибо вне Бога – источника жизни, есть только смерть. Это помраченное духовное состояние передалось последующим поколениям. И, как показывает Библия, чем дальше простирается история человечества, тем больше оно безумствует в грехе и дальше отстоит от Бога. В результате чего потребовалось не просто вмешательство Бога в историю человечества, но Его пришествие в мир – Боговоплощение, которое венчалось крестной смертью и Воскресением. Во Христе, таким образом, мы обрели спасение. Человеческая природа, которую Он воспринял, преобразилась в Воскресении и была избавлена от тления, разрушения и смерти. Подобные преображенные тела воспримут все люди, жившие от века, во время будущего всеобщего Воскресения вследствие борьбы со своим греховным состоянием и следования Заповедям Христовым.

13 Январь 2012

Маргарита спрашивает:
Спасибо отец Дмитрий за ответ, а как насчет других фильмов, возможно ли на сайте создать видеотеку?

свящ. Димитрий отвечает:
На сайте имеется раздел «Видеоматериалы», правда в нем размещаются видеоролики, информирующие о жизни и деятельности Прихода. В разделе «Предстоятель» также размещаются видеоролики о Патриархе либо с содержанием речей Патриарха. Остальные фильмы можно обсуждать на форуме открыв тему. Указав ссылку на заинтересовавший Вас фильм, Вы оставляете о нем свой отзыв, ожидая мнений других участников.

12 Январь 2012

Маргарита спрашивает:
Отец Дмитрий что Вы можете сказать о фильме "2000 лет спустя" http://youtu.be/a4Bom_pURgc
Возможно ли на сайте создать видеотеку с последующим обсуждением фильмов?

свящ. Димитрий отвечает:
Скажу очень кратко, я не приветствую фильмы страдающие однобокостью. Сионизм, мафия, масонство, коварное иудейство – в этой череде терминов не остается места для действия Божия. Мрачная картина вырисовывается, когда виноваты все кроме меня и Бога рядышком нет. Библия куда гораздо оптимистичней. Она постоянно говорит, что Бог участник событий человеческой истории, Он вмешивается и направляет историю в нужное русло и что всякому исполняющему Завет Бога – Завет любви не страшно ничего. Такие фильмы не стал бы размещать на сайте.