Храм святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова г. Шумерля Чувашской Республики -
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Задать вопрос

  
06 Февраль 2012

Владимир спрашивает:
Пожалуйста, покажите место в Святом Писании, где написано, что нужно писать иконы и почитать образ, который на них изображен?

свящ. Димитрий отвечает:
Вот прямое повеление создать образы херувимов:

"и сделай из золота двух херувимов: чеканной работы сделай их на обоих концах крышки" (Исх. 25, 18).

"Скинию же сделай из десяти покрывал крученого виссона и из голубой, пурпуровой и червленой шерсти, и херувимов сделай на них искусною работою" (Исх. 26, 1).

Вот повеление Бога освятить скинию (храм) и все предметы в нем, в том числе и иконы:

"и сделай из сего миро для священного помазания, масть составную, искусством составляющего масти: это будет миро для священного помазания; и помажь им скинию собрания и ковчег скинии откровения, и стол и все принадлежности его, и светильник и все принадлежности его, и жертвенник курения, и жертвенник всесожжения и все принадлежности его, и умывальник, и подножие его; и освяти их, и будет святыня великая: все, прикасающееся к ним, освятится" (Исх. 30, 25-29).

Вот повеление почитать храм и святые иконы в нем:

"воздайте Господу славу имени Его; поклонитесь Господу в благолепном святилище Его" (Пс. 28, 2).

А вот пример того как праведники почитали святые иконы и поклонялись им:

"А я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой, поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоем" (Пс. 5, 8).

"Иисус разодрал одежды свои и пал лицем своим на землю пред ковчегом Господним и лежал до самого вечера, он и старейшины Израилевы, и посыпали прахом головы свои" (Нав. 7, 6).

Однажды ко мне в храм пришел предводитель общины адвентистов и спросил, почему мы обращаемся к идолам. Я привожу ему цитату из Библии: "Когда поднимался ковчег в путь, Моисей говорил: восстань, Господи, и рассыплются враги Твои, и побегут от лица Твоего ненавидящие Тебя! А когда останавливался ковчег, он говорил: возвратись, Господи, к тысячам и тьмам Израилевым" (Числ. 10, 35-36). Затем задаю ему вопрос: «Неужели вы полагаете, что Моисей обращался с этими словами к ковчегу, на крышке которого были сооружены Ангелы?» Он мне ответил: «Нет, что вы, конечно, он обращался к Богу живому». «Вот собственно, - говорю я, - вы сами ответили на вопрос, который задали мне в самом начале - произнося слова молитвы перед святой иконой, мы обращаемся не к доске с красками, а к Богу живому, так же как и Моисей». Он ничего не смог возразить и, взяв у меня цитатник, ушел.

Поэтому, чтобы правильно понять смысл второй заповеди Божией: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им (Исх. 20, 4), нужно рассмотреть ее в контексте всей Библии – это один из главных принципов герменевтики (толкования Библии). Таким образом, исходя из сводки выше приведенных цитат, вторая заповедь, по сути, запрещает изображать ложных богов и поклоняться им.

Образ создается людьми не только на бумаге или доске, но и в мыслях. Мы видим образ творимый пророком Исаией: «В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его!» (Исаия 6, 1-3). Пророк, как мы видим, пользуясь несовершенными языковыми средствами для создания образа, не боится оказаться нарушителем второй заповеди Божией.

Чтобы еще более четко уяснить, что оскорбительно святые иконы называть идолами, вспомните, что Ковчег, во время пребывания своего у филистимлян, уничтожил идола Дагона (1 Цар. 5 и 6 главы). Равным образом происходило и в истории христианской Церкви, когда святые, заходя по приказу императора в языческие капища, совершали образ крестного знамения и тем самым разрушали языческих идолов.

Все запреты на изображение Бога в Ветхом Завете расчищают и подготавливают место для единственно возможного образа Бога в Новом Завете – в образе человека Иисуса Христа, ибо и человек был создан по образу и подобию Божию. "Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил" (Ин. 1, 18). Само Евангелие, написанное апостолами, по сути, является словесной иконой (изображением) Бога.

05 Февраль 2012

Людмила спрашивает:
Скажите, пожалуйста, почему муж и жена не могут быть крестными одному чаду? Спасибо.

свящ. Димитрий отвечает:
В этой традиции заложена идея духовного родства, которое не нарушалось бы родством земного характера. Здесь же присутствует и положительный прагматический момент - у малыша будет большее количество родственных людей проявляющих о нем заботу и воспитывающих его в добром нраве.

05 Февраль 2012

Анатолий спрашивает:
Если бы после распятия Иисуса Христа предатель Иуда раскаялся и принес бы искреннее покаяние пред Богом - то Бог принял бы его раскаяние и простил бы его страшный грех???

свящ. Димитрий отвечает:
Конечно, Бог принял бы раскаяние предателя Иуды, как Он принял раскаяние предателя Петра (трижды апостол Петр отрекся от Христа). И Иуда сначала раскаялся, как мы читаем об этом в Евангелии, но его раскаяние оказалось бесплодным, потому что перешло в крайнее отчаяние, а отчаяние есть форма отпадения от Бога. Ведь не признать Бога милосердным, способным простить любой грех, значит не признать Бога вовсе или, оскорбив Его, таким образом, отступить от Него. Петр же, напротив, раскаявшись, напитал душу размышлениями о неизреченном милосердии Божием и Его Отцовской любви и, будучи одухотворен прощением Воскресшего Христа, пошел проповедовать миру о великих благодеяниях Божиих.

28 Январь 2012

Роман спрашивает:
Здравствуйте, разъясните, пожалуйста, в чем смысл прикладывания к кресту в конце службы и обязательно ли это?

свящ. Димитрий отвечает:
Прикладываясь к Кресту, человек воспоминает честные страдания Христовы, смиренное перенесение которых привело к победе над злом и смертью, выраженной в событии Воскресения. Делая это в конце воскресной литургии, человек испрашивает у Бога благословение на предстоящую седмицу, с тем, чтобы смиренным перенесением скорбных ситуаций преодолевать в себе грех и одерживать победу над злом, проявляющимся в повседневной жизни.

Вместе с тем надо помнить, что любой обряд является вспомогательным средством для духовной жизни человека, а не самоцелью, поэтому не надо во что бы то ни стало, расталкивая людей, прорываться к Кресту. Если Вы торопитесь, и не успеваете приложиться к кресту, помолитесь и, перекрестившись, идите с Богом. Если обряд не способствует организации внутренней духовной жизни, значит он выполняется формально и теряет всякий смысл.

25 Январь 2012

tatiyna спрашивает:
Почему бесы борются за душу человека? Ведь человек, в сущности, совершенно ничтожное маленькое существо (в космических масштабах). Зачем мы им?

свящ. Димитрий отвечает:
Вы спрашиваете, почему бесы борются за душу человека? Потому что Бог борется за душу человека.

Зависть, это такое чувство, которое если не задушить, оно задушит тебя.
Отпавший от Бога дух позавидовал райскому блаженству человека и с тех пор война против него не прекращается.

Вы говорите: «человек, в сущности, совершенно ничтожное маленькое существо (в космических масштабах)». Но и планета Земля ничтожная пылинка, затерявшаяся в космическом пространстве. Почему же к ней такое пристальное внимание? Потому что на ней существует жизнь, и поэтому в философском отношении - она центр Вселенной. По этой причине пристальное внимание к себе имеет человек, потому что он не только самое разумное существо на земле – венец природы, но он еще носит в себе образ и подобие Бога. А все что связано с Богом духам злобы ненавистно – такова их сущность.

24 Январь 2012

Ольга спрашивает:
"Кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер тот не может быть Моим учеником" (Лк. 14:26). Отец Дмитрий объясните, пожалуйста, смысл этих слов. Может слово ненавидеть имело раньше другое значение?

свящ. Димитрий отвечает:
Полная цитата: «Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником». А вот другая цитата: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Исх. 20,12). Бог ведь не может противоречить Сам Себе. Поэтому чтобы делать правильные выводы нужно смотреть параллельные места в Библии, сравнивать тематические цитаты из разных мест Библии. Это один из принципов герменевтики (толкования Библии): рассматривать цитату в контексте всей главы, всей книги, а иногда и всей Библии.

Итак, в приведенной Вами цитате речь идет о том, что если мы не возлюбим Бога более всего остального, мы не сможем стать Его детьми. Что видно из истории о богатом юноше, который исполнял все заповеди Божии, но когда Господь призвал его раздать свое имущество бедным, он, опечалившись, отошел от Христа. Привязанность к земным благам не позволила ему до конца следовать за Богом. Православные христиане всегда интуитивно понимали, о чем здесь говорит Христос. Заповедь эта была реализована многократно в жизни святых мучеников. Скажем, святая великомученица Варвара, которую родной отец принуждал отречься от Христа и принести жертву идолам, если бы не любила Бога более своего земного отца, то не суждено было бы ей оказаться в небесных обителях Бога. Более того, не только отца, но и жизнь свою она презрела - смотрите в приведенной выше цитате слова: «Если кто… не возненавидит… самой жизни своей…». То есть ни к чему земному, ни к людям, ни к вещам человек не должен быть привязан настолько, чтобы не быть способным оставить всё ради Бога. Господь высказывается здесь образно, употребляя выражение «кто… не возненавидит» для создания контрастности, чтобы было предельно ясно, что ничто земное не должно преграждать человеку путь к Богу. Лучше возненавидеть всё на этой земле и остаться с Богом, потому что Он есть путь и истина и жизнь.

23 Январь 2012

Татьяна спрашивает:
Как понять? "Будьте страннолюбивы друг ко другу без ропота" (Первое послание Петра глава 4, стих 9)

свящ. Димитрий отвечает:
Всмотритесь в слово «страннолюбивы» - быть страннолюбивым, значит проявлять любовь к странствующим. Речь идет о гостеприимстве. Особенно это было актуально в первые века христианства, когда нужно было принимать странствующих проповедников и часто предоставлять свой дом для совершения богослужений, поскольку христиане были официально гонимы и не имели своих храмов.

Однако ап. Петр добавляет: «будьте страннолюбивы без ропота». Некоторые люди склонны формально исполнять нравственные правила, без любви, просто потому что так нужно. Скажем, некоторые люди, бросая копейку нищему, могут бросить вместе с тем и колкую реплику: «много вас тут развелось». А ап. Петр призывает принимать гостей и ухаживать за ними без ропота, не смотря на то, что их в то время действительно было много.

21 Январь 2012

Николай спрашивает:
Скажите, пожалуйста, а что значит Православие и Христианство? В чём их разница между собой?

свящ. Димитрий отвечает:
Подобный вопрос уже звучал. Смотрите ниже ответ на вопрос Валентины: «Когда и почему берется термин православные?» от 14 января 2012 года.

20 Январь 2012

Елена спрашивает:
Слышала такое утверждение, что духовное состояние младенцев в этом возрасте полностью зависимо от жизни их родителей. И если родители несут причащать своих детей, а сами при этом имеют на душе нераскаянные грехи, то в этом случае ребенок начинает буквально бесноваться перед св. Чашей. Простите, может слухи и не надо переспрашивать?

свящ. Димитрий отвечает:
Конечно, человек подходя к Святой Чаше причаститься или причастить ребенка должен быть умиротворенным, ощущая свое недостоинство, что становится возможным в случае примирения с близкими и знакомыми людьми. Не обязательно непосредственно просить прощения, не всегда это бывает возможным. Главное примириться с ними в душе и не держать обиды. Если же у нас душа неспокойна, на младенце это обязательно сказывается, поскольку он живет эмоциями матери, но это вовсе не означает, что он будет «бесноваться» перед Чашей. Ребенок, наоборот, у Чаши может успокаиваться, потому что чувствует Святость Бога, а может вести себя беспокойно в силу того, что «некто» ему препятствует. А еще надо помнить о возрастных особенностях, в 1 – 1,5 годика дети просто боятся чужих людей, поэтому надо подождать пока дети выйдут из этого возраста. Однозначности здесь нет, и это лишний раз напоминает нам, что мы должны быть внимательны к своей душе, постоянно отыскивая правильный путь духовной жизни.

18 Январь 2012

Татьяна спрашивает:
Добрый вечер, отец Дмитрий, хотела бы узнать, можно ли записать ребенка (5 лет) в воскресную школу сейчас. Просто информацию о школе узнала очень поздно, о чем сильно сожалею.

свящ. Димитрий отвечает:
Да, конечно. Можете позвонить мне, чтобы узнать подробности. Тел.: 89603042611.