Храм святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова г. Шумерля Чувашской Республики -
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Задать вопрос

  
11 Февраль 2012

Татьяна спрашивает:
Можно ли креститься левой рукой, если правая парализована?
И как исповедоваться, если есть понимание, но нет речи. Спасибо.

свящ. Димитрий отвечает:
Нужно. Главным является образ креста – знамя победы сил добра над грехом и смертью и второстепенным то, как мы его изображаем: правой ли рукой или левой, троеперстием или двуперстием, или как в первохристианской общине изображаем крест на челе большим пальцем. Все это способ выразить свою веру в силу креста и его значение в твоей жизни.

Вместе с тем преимущественным является троеперстное изображение креста, ибо в нем сосредоточенно православное вероучение в триединого Бога и искупительный подвиг Богочеловека Христа.

Если парализована правая рука, креститесь левой, правильно складывая персты руки, если пальцы не функционируют, креститесь ладонью, если обе руки парализованы, носите крест на груди и молитесь, чтобы Господь дал силы перенести все испытания, которые выпадут на вашу долю. Если со Христом пострадаем, то с Ним и прославлены будем.

Как исповедоваться? Исповедуйтесь неформально. Перед исповедью всмотритесь в душу и, приобретя внутреннюю тишину, услышьте о чем она плачет. Для этого требуется время, поэтому нельзя исповедоваться между делом. И если Вы действительно будете обеспокоены своим внутренним греховным состоянием, Вы найдете нужные слова во время исповеди. И это важно, потому что насколько точно Вы сможете передать, что именно Вас беспокоит, настолько точно священник сможет дать нужный совет исходя из знания Священного Писания и творений святых отцов. Как в больнице, насколько точно Вы сможете описать симптомы своей болезни, настолько точно врач сможет Вам поставить диагноз и прописать лечение.

Итак, исповедуйтесь неформально, говорите о том, что именно Вас сейчас беспокоит, и делайте это с целью изменить себя к лучшему.

10 Февраль 2012

Маргарита спрашивает:
http://www.chasovnya.msk.ru/Отец Дмитрий можно ли рекомендовать этот сайт другим?

свящ. Димитрий отвечает:
Не думаю, что установка свечей и молитва в виртуальной часовне могут заменить молитву человека в реальной часовне. Смысл свечи как жертвы со стороны человека полностью теряется. Этот сайт больше походит на детскую игру, нежели на молитвенный труд человека.

09 Февраль 2012

Николай спрашивает:
Если кто хочет знать мнение Бога, то не надо спрашивать батюшку, а надо прочитать Евангелие, там мнение самого Бога, тогда никогда не ошибётесь.

свящ. Димитрий отвечает:
Неправда. Ошибетесь. Ваша реплика не обдумана. Именно прочитав Евангелие, у людей и возникают вопросы как понимать то или иное место Священного Писания и, конечно, вполне уместно задать их человеку имеющему богословское образование.

Если же иметь не ознакомительное, а жизненное отношение к Евангелию, то поиск ответа на вопрос, что именно Бог хочет сказать мне в Святой Книге и как это наставление применить в жизни, является делом всей нашей многотрудной жизни. Если бы было все так просто: «прочитал и получил безошибочный ответ», то с течением времени не возникло бы столь много религиозных течений, а люди бы получали ответы на все свои вопросы и жили счастливо. Но этого не происходит. Именно неоднозначный подход к пониманию священного текста в силу нашей греховной природы стал причиной возникновения многих сотен религиозных объединений. Поэтому так важно воспринимать священный текст в традиции, которая насчитывает тысячелетия жизни по Евангелию и именно сонм святых являют собой свидетельство адекватного понимания священного текста Церковью Православной.

За всю историю человечества каких только кривотолков не было в понимании Библии. Были среди греческих философов и те, которые понимали стих псалма: «изведи из темницы душу мою» в суицидном смысле. Поскольку в их сознании материя равна злу, то извести душу из темницы можно только разрушив эту темницу, то есть, убив тело, человек высвобождает на волю свою душу. И многие греческие философы кончали жизнь самоубийством. Были и те, которые стих Евангелия от Матфея: «есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного» понимали не в переносном смысле отсечения всех своих плотских страстей, а в буквальном смысле и оскопляли себя. Но это лишь примеры крайнего непонимания Евангельской вести освобождения человечества от рабства греху и дарования Божественной свободы. Сколько же имеется на сегодняшний день горделивых самоуверенных извращенных истолкований Библии? Их и не счесть. Поэтому, единственно верный путь в изучении Библии: отбросить собственные мудрствования и следуя традиции, доказанной святыми подвижниками, использовать выработанными веками герменевтические толковательные принципы или знакомиться с толкованиями Библии в творениях святых отцов.

Сказать, что достаточно прочитать Библию для того чтобы получить ответы на волнующие тебя вопросы, мог только человек, который никогда всерьез и вдумчиво не читал Библию.

09 Февраль 2012

Ирина спрашивает:
Добрый день, о. Дмитрий и матушка Марина! Моя сноха мечтает вышить бисером образ Богородицы и хочет узнать, можно потом освятить и молиться как на икону. Спасибо.

свящ. Димитрий отвечает:
Добрый день! Хочу сначала выправить неверное выражение «молиться на икону», человек молится перед иконой (святым образом) простирая свою мысленную просьбу к первообразу, то есть к реальной личности, пребывающей в неприступном свете божественной славы.

Можно вышить образ Пресвятой Богородицы и, освятив его, разместить в святом углу для совершения перед ним молитвенных правил.

Хотя это не канонично, но грехом, конечно, не является.

09 Февраль 2012

Маргарита спрашивает:
Ибо нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным и не обнаружилось бы. Лк. 8, 16. Речь идет здесь о земной жизни или о будущей? Спасибо за ответ.

свящ. Димитрий отвечает:
Я думаю, что не имеет принципиального значения вопрос, когда именно обнаружиться тайное. Важно само утверждение: рано или поздно все сокровенное нами станет известным и ничего мы не сможет утаить перед лицом Правды.

Есть разные уровни лжи.

Самообман, когда мы лжем сами себе, пытаясь внушить, например, что мой поступок не плохой, а, скажем, вынужденная мера. Так вот то, что человек пытался скрыть от самого себя, рано или поздно обнаруживается. Он вдруг видит с болью в сердце, что был неправ. И боль тем острее, чем тщательнее человек пытался скрыть эту неправду от себя.

Ложь по отношению к людям. Все начинается с малого. Одна незначительная безобидная лживая фраза может повлечь за собой целую цепь лживых утверждений и привести человека к катастрофе. Как правило, человек не доживает свой век без того, чтобы не обнаружилась вся его подноготная.

Если же за редким исключением что-то осталось нераскрытым здесь на земле, при разлучении души от тела мгновенно все раскрывается. А суд Господень потому и назван страшным, что он страшен своей правдой. На этом суде ничто неподкупно и нелицеприятно и только покаяние человека и милость Судии имеют решающее значение.

Поэтому, счастлив человек, которому скрывать нечего.

09 Февраль 2012

Надя спрашивает:
Здравствуйте, отец Дмитрий.
Возможно ли разместить данный линк на этом сайте
http://www.freegerontaefraim.com/ru
эта страничка в поддержку старца Ефрема. Может, кто-то из прихожан пожелает подписать ноту протеста.
Спасибо.

свящ. Димитрий отвечает:
В разделе "Объявления" мы поместили ссылку сайта в поддержку о. Ефрема. Благодарим за предложение!

08 Февраль 2012

Александр спрашивает:
Вот Вы говорите: " традиция не стричь волосы при посвящении себя Богу" - а, что означает фраза "пострижение в монахи"? Неувязочка получается - стричь нельзя, а в монахи стригут.

свящ. Димитрий отвечает:
В чем же вы увидели неувязочку? Монаха ведь стригут не в парикмахерской и уж тем более не каждый месяц. Пострижение в монахи, равно как и в чтеца – это религиозный обряд посвящения, заключающийся в крестообразном надрезании волос с произнесением соответствующих молитв, а не моделирование прически.

Кроме того, традиция не стричь волосы при посвящении себя Богу не означает ходить косматым, любой священник может поправить бороду, сделав ее аккуратной, или остричь концы больных секущихся волос. Иначе говоря, священник, как и любой другой человек, должен следить за своей внешностью, и нет здесь никакого противоречия с благочестивыми традициями. Буквализм и формализм губительны для человека и его религиозности.

06 Февраль 2012

Маргарита спрашивает:
Отец Дмитрий, как понять смысл слов: «если тебя ударили по одной щеке, подставь другую». Заранее благодарна.

свящ. Димитрий отвечает:
Эта фраза означает, что озлобленность некоторых людей по отношению к нам не стоит того, чтобы на нее реагировать и то и дело выяснять отношения. За такими передрягами жизнь пробегает незаметно, и может оказаться так, что ты, живя по принципу «зуб за зуб», к концу жизни не стяжал ни мира внутреннего, ни покоя душевного, ни мудрости, в результате чего оказался ворчливым недовольным раздражительным стариком, не готовым войти в блаженную вечность. Когда нас оскорбляют не стоит отвечать тем же, ведь так поступают язычники. Мы же последователи Христа призваны учиться любви божественной и всепрощающей. Конечно, это сверхзадача, но нам дана жизнь, чтобы через любовь к врагам приблизиться к Богу, Который позволяет светить солнцу на праведных и неправедных.

На практике это может быть так, что оскорбляя нас, человек кричит: «Совершенно не способный работник!» А мы можем сказать: «да, и в других делах бывает неудача!» Для человека такой ответ может быть неожиданным, может смягчить обстановку, а то и вовсе заставить его задуматься о несправедливости своих слов и поменять к Вам свое отношение. То есть, подставляя другую щеку, мы даем человеку шанс на исправление и уменьшаем зло в мире.

Если эффект обратный и человек нападавший на Вас организовал систематическую травлю, восприняв Ваш ответ как проявление слабости в результате чего зла не поубавилось, а приумножилось, думаю можно попытаться поставить его на место. Тем более если Вы не единственная жертва озлобленного начальника. Иногда такой поступок если не устраняет, то притупляет зло. Христос ведь тоже проявил праведный гнев, выгнав из храма преступников, наживавшихся на бедных людях.

Если же речь идет о защите слабого, о чести семьи, о сохранении независимости Родины, то здесь вступает в силу иная заповедь Бога: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин.15, 13).

06 Февраль 2012

Петр спрашивает:
Как понимать слова Ап. Павла: "Бог не в рукотворенных храмах живет и не требует служения рук человеческих ..."? Поясните. Спасибо.

свящ. Димитрий отвечает:
Для правильного понимания приведенных Вами слов ап. Павла нужно вновь следовать герменевтическому принципу: «Нет текста вне контекста». Если бы Вы до конца привели высказывание ап. Павла, уже смысл был бы яснее. Вот законченное Павлово высказывание: «Бог, сотворивший мир и все, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет и не требует служения рук человеческих, [как бы] имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и все» (Деян.17, 24-25).
Кроме этого, нужно учесть ситуацию, в которой ап. Павел произносит эти слова, а именно - в Ареопаге, обращаясь к язычникам, которые заключали присутствие бога в пределах храма, предлагая ему пищу и пытаясь подчинить его своим желаниям. Истинный Бог не таков, Он не нуждается ни в чем, ибо Сам дает всему жизнь. И подчинить Его своим желаниям религиозными ритуалами в храме невозможно. То есть слова эти нужно понимать буквально, ибо, если бы Бог жил лишь в пределах рукотворенного храма и нуждался в творениях рук человеческих, Он не был бы Богом. Будучи Творцом, он не нуждается в творении, как это имеет место в языческой мифологии, где низшие боги восстали против высших, требуя, чтобы они сотворили человека с целью возложить на них свои бремена и тем самым обеспечить себе покой. Ап. Павел проповедует Бога совершенного.

Под нерукотворенным храмом можно понимать одновременно и надмирное место обитания Бога и душу человека.

Теперь расширяем библейский контекст и смотрим другие высказывания относительно храма.

Прежде всего, это повеление Бога создать Себе храм: «И сказал Господь Моисею, говоря: скажи сынам Израилевым, чтобы они сделали Мне приношения... И устроят они Мне святилище, и буду обитать посреди их» (Исх. 25, 1-8). Причем Бог не просто повелевает создать себе храм, Он выступает в роли Архитектора: «все, как Я показываю тебе, и образец скинии и образец всех сосудов ее; так и сделайте» (Исх. 25, 9).

Но это вовсе не означает, что Он нуждается в храме.

После освящения храма Бог обещает Свое присутствие в нем: «И сказал ему Господь: Я услышал молитву твою и прошение твое, о чем ты просил Меня; сделал все по молитве твоей. Я освятил сей храм, который ты построил, чтобы пребывать имени Моему там вовек; и будут очи Мои и сердце Мое там во все дни» (3 Цар. 9, 3).

Однако это не означает, что присутствие Бога ограниченно пределами храма.

Мы знаем отношения праведников к храму. Вот, например, слова царя и пророка Давида: «А я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой, поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоем» (Пс. 5, 8).

И наконец, в Новом Завете мы читаем о том, как Христос ревновал о благочестии в Иерусалимском храме, напоминая слова Священного Писания «не написано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов?»

Теперь имея перед глазами более широкий спектр высказываний из Священного Писания, касающихся храма, мы делаем верное заключение относительно Павловых слов: «Бог… не в рукотворенных храмах живет и не требует служения рук человеческих...».

Применяя эти слова к своей религиозной жизни, мы должны понимать, что храм, который Бог повелел создать, не является для Него необходимостью, он нужен людям как знак присутствия Божия, как особое место, где Бог своей благодатью почивает для утешения людям. Но Его присутствие не ограничено храмом, Он везде и во всем. Поэтому надо везде ходить как бы в присутствии Божием, боясь оскорбить Его каким-либо согрешением. Храм, однако ж, остается особым местом встречи человека с Богом.

Вот слова молитвы Соломона во время освящения храма: «Поистине, Богу ли жить на земле? Небо и небо небес не вмещают Тебя, тем менее сей храм, который я построил. Но призри на молитву раба Твоего и на прошение его, Господи Боже мой; услышь воззвание и молитву, которою раб Твой умоляет Тебя ныне. Да будут очи Твои отверсты на храм сей день и ночь, на сие место, о котором Ты сказал: "Мое имя будет там"; услышь молитву, которою будет молиться раб Твой на месте сем" (3 Цар. 8, 27-29).

И если мы что-либо делаем своими руками для Бога, то делаем это не потому что Бог нуждается в этом, а потому что в этом мы проявляем свою любовь к Нему.

06 Февраль 2012

Анатолий спрашивает:
Евангелие от Луки , глава 16 , стих 9 - приобретайте себе друзей богатством неправедным . Как это понимать ?

свящ. Димитрий отвечает:
Все что мы имеем в этой жизни, все благосостояние: недвижимость, имущество, а также здоровье, положение в обществе, жизненный успех – все это по праву принадлежит не нам, а Богу, поскольку Он источник бытия и Промыслитель нашего благополучия – Он единственный и абсолютный правообладатель всего. В этом смысле богатство названо неправедным, то есть незаслуженным и нам не принадлежащим. Именно так в притче и рисуется: человек у хозяина (Бога) берет долговые рукописи и вычеркивает из них определенную сумму долга некоторых рабов, приобретая себе тем самым благожелателей. Так и человек, воспользовавшись Божьим даром – богатством, если распределит нуждающимся, где-то больницу отремонтирует, где-то чьи-то долги погасит за квартплату, а где-то просто и бескорыстно поделится своими знаниями или умениями и т. д., приобретет, как сказано, себе друзей.