Храм святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова г. Шумерля Чувашской Республики - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

2013 год февраль. Речь на II Региональных Рождественских образовательных чтениях.

Достаточно часто мы с вами сегодня слышим о том, что русская культура в своей совокупности коренится в христианстве. Причем неверно было бы сказать, что христианство сделало большой вклад в развитие русской культуры или что оно является неотъемлемой частью русской культуры. Такое понимание христианства умаляет его значение, принижает его роль. Христианство не является частью культуры, и оно не делало вклад в развитие культуры, оно явилось его почвой, основой, фундаментом и никак не меньше. Христианство стало именно той почвой, на которой произросло величавое древо российской цивилизации, тем фундаментом, на котором строилась российская культура и российская государственность, той основой, на которой зиждется сила духа и красота души русского человека.

Говоря о русских, я, конечно, подразумеваю всю совокупность народов России, имеющих в основе своей истории и культуры христианские ценности.

Итак, христианство лежит в основе всего нашего существования.

Тогда что же такое христианство? Христианство - это, прежде всего, религия. Ведь неверно было бы сказать, что христианство - это культура. Хотя и примечательным является то обстоятельство, что с христианством отождествляют русскую культуру, но все же делать этого не стоит, поскольку русская культура это всего лишь плод христианства или даже его побочный эффект. Но если побочный эффект христианства, его плод является столь прекрасным и величавым, увлекшим более чем пол мира и приведшим его на передовую земного бытия, то каковым же тогда является само христианство?! В ответ на этот вопрос надо ставить многоточие, потому что невозможно уму человеческому объять в полной мере все существо христианства.

И все-таки, возвращаясь к понятиям, которыми апеллирует человеческий ум, мы утверждаем, что христианство является ничем иным как религией, что в переводе с латинского языка буквально означает «связь с Высшим», «связь с Богом». Мы еще называем это явление верой, в смысле выстраивания доверительных взаимоотношений человека с Богом, жизнь с Ним как со своим родным Отцом, Который, проявляя заботу обо мне, дает советы (заповеди), а я стараюсь прислушиваться и поступать по слову своего Небесного Родителя. Казалось бы, столь банальная фраза, которая при поверхностном взгляде кажется примитивной «вера в Бога», и сколько за ней стоит глубинного смысла, больше того, за ней стоит логически выстроенная система мировоззрения, философия жизни.

Итак, мы пришли к двум фундаментальным религиозным понятиям «вера» и «Бог», на которых нужно остановиться подробней.

Вера, по определению апостола Павла, есть «уповаемых извещение, вещей обличение невидимых» (Евр. 11,1), то есть, уверенность в невидимом как в видимом и в ожидаемом как в настоящем. Невидимое и видимое здесь почти отождествляются. Речь идет о том, что нет никаких сомнений в реальном существовании невидимого и, прежде всего, невидимого Бога. Невидим же Он не потому, что захотел быть невидимым, а потому что Он настолько велик, что грубое око человека не способно Его созерцать. Не может тварное око лицезреть нетварного Бога, это два совершенно разных, даже противоположных измерения: тварное и нетварное, материальное и духовное. Бог абсолютно совершенен, и видеть Его можно только сердцем. В Евангелии сказано, что только чистые сердцем увидят Бога, и потому они блаженны, то есть счастливы.

Вера - это свойство души, которое проявляется каждодневно в жизни каждого человека. Святитель Кирилл Иерусалимский так об этом напишет: «Не только у нас, которые носим имя Христово, за великое почитается вера, но и все то, что совершается в мире даже людьми чуждыми Церкви, совершается верою. На вере утверждается земледелие: ибо кто не верует тому, что соберет выросшие плоды, тот не станет сносить трудов. Верою водятся мореплаватели, когда, вверив судьбу свою малому древу «…» имеют при себе только веру, которая для них надежнее всякого якоря». В этой логической канве можно и дальше развивать мысль. Знания, получаемые в школе, воспринимаются человеком на веру. Вступая в брак, человек верит в долгую и счастливую семейную жизнь. Каждый раз, ложась спать, он верит, что завтра проснется. Поистине, здесь вера приобретает первостепенное значение. Все мы помним судьбу Титаника, конструктор которого, положившись исключительно на научные расчеты, сказал, что его и сам Бог потопить не сможет. Однако ж он не успел совершить и одного рейса как пошел ко дну. Жизнь человека держится на волоске и все же он верит, что с ним ничего плохого не произойдет. Так вот, если вера имеет такое огромное значение для земной повседневной жизни человека, то, становится понятным, какое она приобретает значение для религиозной жизни человека. Вера здесь приобретает статус познавательного органа. Апостол Павел пишет: «Верою познаем, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое» (Евр. 11,3). Говоря языком философии, Бог является первопричиной и перводвигателем бытия, и это утверждение является предметом веры. Без веры невозможно познать мир земной во всей его полноте, и совершенно невозможно без веры познать мир духовный.

Этим еще не исчерпывается понятие веры. Вера только тогда становится верой (подлинной/христианской), когда она становится главным делом всей жизни человека. «Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (Иак. 2,26), – вот главное утверждение Библии о том, что есть вера, и какова она должна быть. Отсюда видно, что недостаточно «иметь Бога в душе», ведь именно это твердят люди, которые не ходят в храм и при этом имеют весьма смутное, а точнее абстрактное представление о Боге как некоем далеком добром начале. Вера – это не просто интеллектуальное убеждение в том, что существует духовный мир. Вера – это то, что помогает человеку преображать собственную жизнь, это тот духовный опыт, который помогает нам преодолевать собственную слабость, собственную немощь, собственные недостатки и грехи.

Я приведу некоторые любопытные размышления по этой теме доктора философии и доктора богословия митрополита Илариона Алфеева.

Вера была той силой, которая на протяжении веков вдохновляла людей на подвиги и героические поступки, иных побуждала отстаивать свои убеждения до готовности отдать за них свою жизнь, она вдохновляла мучеников терпеть жесточайшие страдания, которые, казалось, не под силу человеческому естеству. Причем происходило это не только в древние времена, но и совсем недавно, когда огромные силы и средства были брошены на то, чтобы вытравить веру из человеческой души раз и навсегда, когда физически уничтожались носители веры - не только духовенство, но и миряне. В мирные времена вера вдохновляла художников, архитекторов, музыкантов, поэтов, писателей на создание величественных произведений искусства. Когда мы соприкасаемся с такими творениями архитектурного гения, как соборы Московского Кремля или собор Парижской Богоматери, то мы понимаем, что не было бы этого величия и этой красоты, если бы создателей этих памятников не вдохновляла вера. Поэтому вера – это не просто интеллектуальная убежденность. Вера есть внутреннее горение и готовность посвящать все свои творческие силы, всю свою жизнь служению высшему идеалу.

Далее владыка Иларион задается вопросом:

Каким же образом в человеке возникает религиозное чувство? Почему у одних людей оно есть, а у других, как кажется, отсутствует? Почему один человек верит в Бога, а другой нет? Почему один, придя в храм, чувствует присутствие Божие, а другой ничего не чувствует? Почему люди, принадлежащие к одному кругу, занимающиеся одним и тем же делом, в равной степени знакомые с достижениями науки, могут быть один верующим, другой неверующим? Единственный возможный ответ заключается в том, что вера – это чудо. Но природу этого чуда, механизм прихода человека к вере объяснить невозможно. Путь человека к вере – это таинственный и во многом необъяснимый процесс, так же как и неверие подчас бывает иррациональным и необъяснимым с точки зрения здравого смысла. Даже если человек родился и воспитывался в религиозной семье, вера должна быть им осмыслена и выстрадана, она должна стать частью его собственного опыта. Известны случаи, когда из религиозных семей или даже священнических выходили атеисты: достаточно вспомнить Чернышевского и Добролюбова, которые оба происходили из духовного сословия, но порвали с религиозностью своих предков. Верующими не рождаются. Вера дается, но дается усилиями и подвигом того, кто взыскал ее.

Скептический разум современного человека говорит: «Не увижу – не поверю». Но если бы в религии все было видимо, осязаемо, доказуемо, зачем и во что нужно было бы верить? Если бы в религии не существовало тайны, чем бы отличалась она от всего остального, что окружает нас в земной жизни?

Слово о вере никогда не было легким для восприятия, особенно в наше время, когда для большинства людей не существует ничего, кроме их собственной функции в каком-то деле, бизнесе, поглощающем их полностью и не оставляющем ни малейшего просвета или паузы, необходимой для того, чтобы услышать голос Бога.

И все же, как ни парадоксально, среди шума и круговорота дел, событий, впечатлений люди иногда слышат в своем сердце таинственный Божий зов. Этот зов, может быть, не всегда отождествляется с идеей Бога и субъективно воспринимается просто как некая неудовлетворенность, внутреннее беспокойство, поиск. И только спустя годы человек осознает, что вся его прежняя жизнь была такой неполноценной и ущербной из-за того, что в ней не было Бога, без Которого нет и не может быть полноты бытия. «Ты создал нас для Себя, - говорит блаженный Августин, обращаясь к Богу - и беспокойно томится сердце наше, пока не успокоится в Тебе».

Князь Владимир успокоился лишь после того как в Крещении обрел новое содержание жизни и имея в прошлом неудачный опыт языческих реформ крестил всю Русь. С тех пор стала виться веревочка христианских ценностей, создавая прочную ткань российской государственности и проникая во все сферы человеческой жизнедеятельности. К чему сегодня не обратись, все будет иметь христианскую основу. 70 лет атеизма и постсоветская вседозволенность сделали свое дело. Как только где-то предпринимается попытка обратиться к христианским истокам, сразу слышится недовольство и возникают вопросы вроде таких: «А зачем это нужно?» И человек продолжает ломать копья об неверно выбранный стиль жизни. И сколько же он еще должен будет испить из чаши горя, прежде чем поймет, что «без Бога не до порога». Эта народная пословица выросла из текста Священного Писания, в котором сказано: «Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его» (Пс. 126, 1) и еще «Камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла» (Мк. 12, 10). Строители коммунизма отвергли этот краеугольный камень – Христа Бога и потому их здание светлого будущего рухнуло. Причем здесь поражает буквальность аналогии. Дело в том, что по Преданию Моисей получил Заповеди Божии на двух каменных скрижалях. На первой были изложены заповеди, определяющие отношение человека к Богу, а на второй содержались заповеди, регламентирующие межчеловеческие отношения. И строители коммунизма отвергли первый из этих двух камней, то есть полностью вычеркнули Бога из жизни человека, причем вычеркнули и в буквальном смысле тоже, слово «Бог» было выброшено практически из всех произведений русских классиков, где это было возможно. Вместе с тем в основу светской морали положили камень, на котором были начертаны принципы, определяющие отношение человека к человеку. Поэтому каждый советский человек знал и цитировал этот свод заповедей: «Не убей», «Не укради» и т. д. Но эта мораль, обретшая светский характер, не одухотворенная божественным абсолютным началом исказилась до неузнаваемости, приобретя уродливые формы субъективной правды. Во имя свободы, равенства и братства убивали человека. Законным стало убийство человека на ранних стадиях его развития, гуманным стало убийство инвалидов, якобы страдающих и приносящих страдания близким, вдруг нормой стало незаконное и безответственное сожительство парня и девушки. Уже который год пытаются в России провести гей парады, узаконив морально уродливые однополые браки. Вслед за этим будут проталкивать и эвтаназию и право человека на потребление наркотиков по образцу некоторых западных стран. Иногда, кажется, что мир сошел с ума, ибо называет черное белым и, наоборот, белое называет черным.

Даже на уроках православной культуры в российских школах, где этот модуль был выбран, стараются не говорить о Боге. «Мы будем говорить о культуре, - говорят учителя, - о живописи, об архитектуре, а о Боге не надо». Встречая Рождество, стараются не говорить о том, что это именно Христово Рождество, подразумевается, что это всего лишь продолжение новогодних праздников, повод повеселиться.

Из личного опыта могу сказать, что говорить о православной культуре, не затрагивая фундаментального понятия Бога, невозможно. Однажды мы вместе с дошкольными педагогами и методистом одного из детских садов сели писать урок. Я присоединился с той целью, чтобы не допустить искажений христианской традиции и своевременно подсказать там, где не хватало знаний о православной культуре у педагогов. Вместе с тем мы старались тщательно стерилизовать содержание урока, исключая элементы божественного. На выходе у нас получился урок по светской этике, не имеющий под собой прочного духовного основания.

Бог, повторю слова Священного Писания, краеугольный камень – главный камень в здании, который удерживает все здание и придает ему прочность. И напрасно мы будем строить систему воспитания и образования, если снова отвергнем этот камень, рухнет все наше строение, и не придем мы к желаемым результатам, но будем продолжать катиться по наклонной вниз со стремительной скоростью до тех пор, пока полностью себя не исчерпаем и не изживем.

К такому выводу пришел и Ф. М. Достоевский в своем романе «Братья Карамазовы»: «Если Бога нет, стало быть, и добродетели нет, да и ненужной она становится, так, стало быть, человеку все дозволено». А вседозволенность ввергает человеческое общество в безнравственный хаос. Эти слова русского писателя-пророка подтвердились со всей достоверностью и стали своего рода формулой нравственной жизни, которую можно перефразировать в обратном порядке, а именно: «без Бога подлинная нравственность становиться невозможной».

Может быть поэтому, понимая глобальное значение религии, Вольтер говорил: «Даже если бы Бога и не было, Его следовало бы выдумать».

Ведь именно с понятием Бога связаны понятия вечности, абсолютной правды, торжества справедливости, и, в конце концов, с Ним связано то, что мы называем областью таинственного, на территории которого теряет свою компетенцию наука, ее методы и прочие человеческие изобретения.

Кто-то из педагогов в беседе со мной сказал, что говорить о Боге и о сотворении Им мира ненаучно. Вы тоже так считаете? А теперь вслушаемся в слова великого русского философа, доктора государственных наук Ивана Александровича Ильина:

«Только полунаука уводит от веры; истинная наука предполагает ее и возвращает к ней».

И далее:

«Истинный ученый не только не отрицает тайну мироздания, но постоянно созерцает ее. Я хочу сказать больше: истинная наука рационалистична только по последнему орудию своему, по мысли, но основной предпосылкой ее является чувство тайны, чувство любви, чувство преклонения, чувство восторга перед совершенством.

Коперник пишет: "Созерцая мысленно великолепный порядок мироздания, управляемый с Божественной Премудростью, кто не почувствовал бы, что постоянное созерцание его и, так сказать, интимное общение с ним, возводят человека к Высшему и к восхищению перед всезиждущим Строителем вселенной, в Котором пребывает высшее блаженство и Который есть венец всякого добра".

Галилей записал: "И Священное Писание, и природа исходят от Божественного Слова; первое - как внушение Святого Духа, вторая - как исполнительница Божиих велений".

У Кеплера находим: "В творении - я касаюсь Бога, как бы руками".

Дюбуа Раймон говорит: "Только божественному всемогуществу можем мы достойно приписать, что оно до всякого представимого времени создало всю материю посредством творческого акта".

Подобные суждения мы находим почти у всех великих создателей современного естествознания.

Ученый, который воображает, подобно современному безбожнику, будто все просто так, как его плоская мысль, и будто он все понял и объяснил несколькими материалистическими схемами, есть жалкая карикатура на ученого.

Мы понимаем, что можно не иметь веры или утратить ее; и это несчастье; и этому несчастию можно и должно помочь. Но безбожие как правило жизни и программа жизни - как план прогресса, счастья, жизнеустроения - есть жалчайшая из глупостей и погибельнейшая из вредностей, посещавших человеческую голову.

Люди обречены изжить до конца, до дна, дотла утверждения о глупости и вредности веры в Бога».

Далее Иван Александрович Ильин говорит о причинах безверия.

«Бог не есть материальная вещь, находящаяся в пространстве; и человек, который желает все видеть телесным глазом, осязать пинцетом или определять химической формулой, подобен тому существу, которое не знало, откуда берутся желуди, и не знало именно потому, что не умело поднять вверх своей головы. Смотрящий в землю - не увидит звезд. Прилепившийся к внешнему опыту - не увидит реальностей внутреннего опыта. Безвольный человек не может править государством. Человек, искоренивший в себе или растливший в себе духовное,- не воспримет Бога.

Отсутствие Бога в опыте безбожника - ничего не означает, кроме того, что опыт его скуден. Обнови свой акт - и увидишь Бога, а пока пытаешься воспринять Его неверным актом, суждения твои о Нем будут глупы, жалки и неприличны. Бог есть Дух - и открывается только духовному опыту и внутреннему, духовному оку. Бог есть любовь - и открывается только живому, любящему сердцу.

Цивилизованное человечество наших дней оскудело духом и любовью и ожесточилось. Внешние причины содействовали этому процессу: распространение полуобразованности, всеобщая жажда комфорта и наслаждений и многое другое.

Мы возвращаем безбожникам их тезис:

- в Бога верить не глупо, а разумно и мудро;

- в Бога верить не вредно, а окрыляюще, благодатно и спасительно;

- отрицать же Бога преглупо и презловредно.

Почему? Потому что общение с Богом есть

- главный источник творческого вдохновения;

- главная опора настоящей, истинной науки;

- главная основа чистой и могучей совести;

- месторождение окрыленного гениального искусства;

- неколеблющийся фундамент благородного государственного и политического правосознания;

- абсолютная основа характера;

- живой источник любви, доброты, жертвенности и социальности;

- величайшая гарантия волевой дисциплины и беззаветной храбрости.

Вера в Бога есть главное и единственное, что может освятить земной труд человека, осмыслить его строительство и его хозяйство… И обратно: там, где воцаряется безбожие - иссякают глубочайшие и чистейшие ключи духа, питающие и освящающие жизнь человека на земле».

О том же писал величайший из педагогов Константин Дмитриевич Ушинский:

«Есть только один идеал совершенства, перед которым преклоняются все народности, - это идеал, представляемый нам христианством. Все, чем человек как человек может и должен быть, выражено вполне в Божественном учении, и воспитанию остается только, прежде всего и в основу сего, вкоренить вечные истины христианства. Оно дает жизнь и указывает высшую цель всякому воспитанию, оно же и должно служить для воспитания каждого христианского народа источником всякого света и всякой истины. Это неугасимый светоч, идущий вечно, как огненный столб в пустыне, впереди человека и народов; за ним должно стремиться развитие всякой народности и всякое истинное воспитание, идущее вместе с народностью».

И национальный герой Иван Яковлевич Яковлев полагал в основу религиозно-нравственного просвещения родного ему чувашского народа Православие, почему и записал первым абзацем в своем завещании:

«Крепче всего берегите величайшую святыню – веру в Бога. Вера окрыляет силы ума и сердца, дарует внутренний мир, утешает и ободряет душу в часы несчастья и горя, очищает и просветляет ее в счастье и удаче. С верой в Бога не страшны жизненные испытания; без веры в Него холодно и мрачно на земле. Веруйте, что есть Высший мздовоздатель за добро и за зло, что есть Высшая правда, есть Божий суд, грозный и праведный».

И последняя фраза, которая принадлежит Святителю Николаю Сербскому:

«Люди живы настолько, насколько в них живет Бог».

Итак, только понятие Бога является универсальным ключом к разрешению всех недоуменных вопросов или как они названы в русской классической литературе проклятых вопросов. Поэтому приходя в полное соответствие с заявленной темой Рождественских чтений, я утверждаю, что важнейшей ценностью для современного мира, как и для прошлого и для будущего, является, безусловно, понятие Бога и веры в Него.

В заключение своего выступления я хочу привести программные слова президента Российской Федерации В. В. Путина, которые он озвучил 8 февраля 2012 года в Патриаршей резиденции на встрече с руководителями традиционных религиозных общин России:

«В прежние десятилетия светскость понималась таким образом, что Церковь и традиционные конфессии фактически ущемлялись в правах. Вот такого примитивизма сегодня нам ни в коем случае допустить нельзя. Если мы говорим об отделении Церкви от государства, то в современных условиях мы должны говорить о другом содержании этой светскости, и она должна заключаться в том, что между государством и религиозными организациями должен установиться совершенно другой режим взаимоотношений — режим партнёрства, взаимной помощи и поддержки. Сегодня задача и обязанность государства не только в том, чтобы возвращать награбленное когда-то у церковных организаций государством, а и в создании условий для совместной эффективной работы по возрождению и укреплению нашей страны… Одним из направлений партнерской работы Церкви и государства – это образование, воспитание и просвещение. Здесь существует ряд проблем, которые искусственно сдерживают деятельное участие религиозных организаций в образовательной сфере… Нам нужно прямое, ежедневное, эффективное участие религиозных организаций в жизни общества и государства».

Эти слова фактически определяют направление, в котором будет двигаться все российское общество. И мне кажется, наш регион в заданной федеральной тональности не должен дисгармонировать. В рамках Рождественских образовательных чтений мы должны выработать формы партнерских взаимоотношений и принести их на алтарь благоденствия нашей необъятной Родины.


Назад к списку